Сирин, птица Сирин
Воплощает собой радость, счастье, славу. Это птица-дева из русских преданий, спускающаяся из райской обители, зачаровывающая людей своим пением, услышать которое может только по-настоящему счастливый человек. Увидеть же ее дано немногим, она быстра и неуловима, как и людское счастье. В древнерусских азбуковниках XVII века писано: "Птица, глаголемая сиринес, человекообразна, суща близ святого рая... ея же нарицають райскую птицу сладости ради песен ея".
Свое происхождение птица Сирин ведет от древнегреческих сирен - демонических пернатых с женскими головами. Отличительной особенностью сирен было их сладкого-лосье. Они селились на пустынных островах, заманивали своим пением мореходов и убивали их, высасывая кровь. В более поздние времена образы сирен претерпевают изменение, и о них уже упоминается как о существах, выражающих своим пением вселенскую гармонию.
На Руси издревле знали о сладкоголосой птице Сирин с человеческим лицом, послушав которую "...забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати". В XVII-XVIII веках. Сирин вместе с Алконостом была причислена к числу райских птиц, к этому же времени складывается тот ее традиционный образ, который через русские сказания дошел и до нас. Сирин олицетворяет собой извечную радость, сказочное, неземное счастье. Это великолепно передал А. Блок в строчках, посвященных этой птице:
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
В русском искусстве Сирин и Алконост становятся популярным изобразительным сюжетом. Птица Сирин часто встречается в убранствах православных храмов, это любимая тема русских лубочных картинок. К ним в своем творчестве обращались такие замечательные художники, как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов.
Тень, стень
Дух-призрак, двойник, подобие человека, его живая тень, а также видение, возникающее в зеркалах при гадании. "Она жениха своего доныне сроду в глаза не видела, а стень его в зеркале видела, и говорит, что человека, как глянула, узнала по стени". Святочные гадания с зеркалом основаны на поверьях о возможности существования тени самостоятельно, без человека, как его образ. Именно поэтому в доме, где кто-то умирал, закрывались все зеркала, чтобы тень покойного не осталась в доме. В сочельник смотрели, "если у одного из сидящих за кутьей нет тени, то он скоро умрет".
К тени относились с большой осмотрительностью, она была как своеобразный двойник человека, носитель его качеств. Верили, что если вбить осиновый кол в тень колдуна или ведьмы, то это отнимет у них силы. Матери запрещали своим детям смотреть на тень и играть с ней, чтобы с ними не случилось несчастье. Стенью также называли болезнь, в основном детскую, когда ребенок беспричинно худеет, "сохнет". Излечить ее крайне трудно, дитя обычно считали уже не земным жильцом, и брались за это только знахари или колдуны. Полагали, что болезнь могла приключиться по причине того, что ребенка искупали в пятницу и этим проявили неуважение к Параскеве Пятнице, когда любое мытье и стирка запрещены.
Стенью иногда называли домового или домашнюю нежить, которые по ночам "шутили": могли давить, душить человека.
Упырь, хлоптун
Мертвец, выходящий по ночам губить людей, вампир. Поверья об упырях имели распространение в основном у южных и западных славян. В их представлении человек, особенно если при жизни он считался колдуном и обладал магическими, сверхъестественными способностями, после смерти не заканчивал свое существование, а продолжал жить в виде упыря, сосущего чужую кровь. "Злые знахари по смерти бродят упырями".
Обычно если возникали подозрения, что тот или иной мертвец встает из могилы, то ее разрывали и смотрели, действительно ли у трупа есть признаки вампиризма. Как правило, эти покойники выглядели подобно живым: они не разлагались, их лицо и конечности были налиты кровью. Тогда предполагаемого упыря переворачивали лицом вниз и вбивали в спину осиновый кол, подрезали сухожилия на ногах. Все это делали для того, чтобы не дать ему больше возможности выходить из могилы. Радикальным средством считалось сожжение трупа.
Во многих крестьянских поверьях упыри слыли виновниками мора, засухи, падежа скота. Спрятаться или запереться в доме от упыря невозможно, он проникает через любые щели или просто проходит через стены дома. Спасения искали в магических действах, в заговорах. Действенным методом считали выжигание креста на воротах свечой, принесенной из храма в четверг на Страстной неделе. В такое жилье вход упырям заказан.
Во многих народных сказках присутствует сюжет избавления человека от неминуемой гибели вследствие того, что вовремя запел петух, крик которого вампиры, как и любая другая нечисть, не выносят. Упыря также обманывают умные и смекалистые женщины, заговаривая его до наступления рассвета, и этим тоже спасаются.
Урок
Слово, приносящее порчу, вредящее человеку. Урочить - значит говорить, сказать недоброе, во вред кому-то. Значение наговора, вредоносного слова играло главенствующую роль у колдунов и ведьм, когда они желали наслать на человека порчу или недуг. В Архангельской области говорили о беспричинно приключившейся болезни: "Уроки взяли".
В крестьянских поверьях урок, являясь материальным воплощением дурного слова, зачастую смешивается со сглазом, так, например, о детях, которые постоянно плачут и страдают бессонницей, говорили, что их обурочили (сглазили). Признаками воздействия урока на человека считали сильный жар, озноб, обморочные состояния, потерю памяти, тошноту, могли также начать выпадать волосы. Все эти симптомы обычно дают о себе знать внезапно, без видимой причины. "Сделается у кого-нибудь лихорадка, заболит голова или заноет нога - это больного "взяли уроки" или его кто-нибудь обурочил",- объясняли в Вологодской губернии.
Обурочивать могли не только людей, но и животных, различные предметы из домашнего обихода. Обуроченная скотина заболевала и быстро издыхала, а наговоренная утварь могла причинить вред ее владельцам, к примеру обуроченный топор при колке дров мог вдруг отскочить и покалечить хозяина.
Верным традиционным средством от всякого сглаза и порчи считалось умывание и сбрызгивание водой, которая смывала с человека всю негативную информацию. В различных вариантах приготовления воды в нее добавляли соль, угольки, кусочек печной глины. Сбрызгивание всегда должно было быть внезапным, вызывающим испуг. В некоторых областях детей от уроков поили водой, которой до этого обливали печать для просфоры. Суеверные матери, когда хвалили их ребенка, потом умывали его три раза, при этом сплевывая на землю. Для отвода уроков одежду детей закалывали булавкой, надевали ее на левую сторону. Эффективным средством от обурочивания считались и заговоры.
Черт, лукавый, нечистый, супостат, дьявол, бес, шишок
Черт - один из самых популярнейших героев поверий, сказок, притч и пословиц. Упоминание о нем встречается как в древние времена, так и в современном языке. Образ черта многопланов: с одной стороны, он яв-ляется обобщающим названием для любых нечистых духов, и в крестьянских поверьях его трудно отличить от водяного, лешего, банника и т. д. Но наряду с этим существует и конкретный образ чертей как обитателей адского, подземного мира, где они огнем мучают несчастных грешников. Свое обиталище черти оставляют с единственной целью - делать пакости людям. Происходят они, согласно тем же поверьям, от восставших ангелов, которые в наказание были низвергнуты с Неба. Часть их провалилась под землю вместе со свои предводителем сатаною, и из них получились черти, бесы, дьяволы. Другие, упав на землю, расселились по лесам, болотам, рекам, домам и стали называться домовыми, водяными, лешими, болотниками.
В адском царстве у чертей есть своя иерархия. "Черт, дьявол, бес, сатана - сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени и достоинства и уверяют, что черт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, а сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих". Из вышесказанного видно, что черти отличаются от других злоносителей, по народным представлениям, они менее зловредны и зача.стую обладают добродушным характером. Черт и соблазняет людей, и любит подшутить над ними, поэтому во многих областях его называли "шут". В одной из быличек рассказывалось о маленьком чертенке, отказавшемся делать пакости и взмолившемся Богу, чтобы он помог ему избежать наказания за это со стороны старших чертей. Бог его услышал, спрятал, а чертенок после этого стал ангелом.
Изображали черта обычно в виде черного мохнатого существа с хвостом, рожками, острыми когтями и копытцами на ногах. Он летает, глаза его горят как угли; может быть хром и плешив. Черт - оборотень, является к людям в образе человека, животного, птицы, гада, показывается также в своем излюбленном обличье - вихре, который подхватит, закружит, собьет с пути человека. ("Вечера на хуторе близ Диканьки"). Слово "черт" старались не употреблять, не то он привяжется, в покое не оставит, будет постоянно преследовать и чинить зло. Чаше вместо черта говорили: "окаянный", "лукавый", "черный", "рогатый", "немытик".
Обитают черти, как правило, в болотах, оврагах, омутах, считавшихся входом в подземное царство сатаны. Водятся они и в горных пещерах, заброшенных домах, на водяных мельницах, в непролазных чащобах. Любят собираться на перекрестках и играть в бабки или биться на кулачках, именно здесь, если есть на то надобность, ищут встречи с лукавым. В обмен на душу черт может одарить, чем только пожелаешь,- и славой, и богатством, и любовью, но страшна расплата за это - вечные мучения в адском пекле
Черт вездесущ, он проникает и в баню, и в овин, и даже в саму избу, где удобно прячется на чердаке или в подполе. "Пусти черта в дом - не вышибешь лбом" *. В дом лукавый проходит через трубу, которая считается "местом нечистым". Предусмотрительные хозяйки обычно трижды крестили ее, прежде чем затопить печь. Во время же гаданий, наоборот, трубу обязательно оставляли открытой.
У чертей, как и у простых смертных, бывают свои жены, дети. Обыкновенно чертовы свадьбы приходятся на лето и кажутся людям пылевыми вихрями, очень опасными для человека, т. к. могут нести с собой всевозможные недуги. Черти женятся на чертовках, ведьмах, но иногда посещают тоскующих женщин, принимая облик любимого человека. Дети, рожденные от таких союзов,- чертенята, ведьмаки, безбожники, рождаются также жабы, змеи, мыши.
Есть у чертей и свои обязанности - сторожить клады, особенно заклятые. Взять такой клад непросто, даже если его отыскать, черт все равно, совершив какую-нибудь каверзу, уведет сокровища прямо из-под носа. Такие клады ищут с цветком папоротника, который расцветает единственный раз в году, в ночь на Ивана Купалу. Этот цветок делает человека всевидящим и указывает ему, где зарыт клад. Черт же всеми правдами и неправдами старается не допустить, чтобы заветный цветок попал в руки человека. Почти все истории о кладоискателях имели плохой конец.
По распространенным поверьям, пьянством и курением человечество также обязано чертям, которые изобрели эти занятия исключительно для разжигания ссор и драк между людьми. Излюбленная бесовская добыча - припозднившийся одинокий пьяница. "Пьяница - черту брат". Болезни, особенно душевные, психические расстройства, кликушество, порча, сглаз также приписываются вселению в человека нечистого.
Особенно активны черти в период Святок, без них не обходится не одно гадание, правда, желающим заглянуть в собственную судьбу надо быть крайне осторожными, это чревато гибелью. Но зимой чертей все-таки меньше, чем летом. С наступлением тепла они появляются в таком количестве, что Илье Пророку приходится довольно часто садиться в свою крылатую колесницу и гонять нечистых по всему белу свету.
Верное и безотказное средство от супостатов - чертополох, но неплохо зарекомендовали себя и семя льна, чертогон (переполошная трава), аконит, плакун-трава (от которой все нечистые плачут), ладан ("Боится, как черт ладана"), петух, крестное знамение, матерная брань. Рекомендовалось также быть бдительным и не соблазняться разными посулами от незнакомых людей, не поминать чертей к слову, не снимать нательный крест.
С чертом связано и множество русских пословиц: "Господь на языке, черт на сердце"; "Ангельский голосок, чертова думка"; "Бога зови, а черта не гневи"; "У него черт в подкладке, сатана в заплатке"; "Послал Бог работу, да отнял черт охоту"; "Не бойся смертей, а бойся чертей"; "Богу - свечу, а черту - кочергу" и т. д.
Шиш, шишик, шишко, шишок, шишига
Дух, нечистая сила, обитающая повсеместно. Изначально шишами называли бродяг и разбойников, впоследствии это название стало служить для обозначения любой нечисти вообще. В разных областях шишками нарекали и водяных, и леших, и домовых, и русалок, и банников и пр. Шиш - "нечистый дух в самом общем понимании".
Слова, являющиеся производными от "шиш", несут, как правило, негативную окраску. Так, например, шишигой называли шалопая и бездельника; шишимором - мошенника, вора, доносчика, а шишиморкой нарекали сплетницу; шишиморить значит - обманывать, доносить. Резкая форма отказа также содержала слово "шиш": "Шиш тебе с присвистом"; "Ни шиша не бояться".
Щекотун
Дух, фантастическое существо, тревожащее детей по ночам. Ребенок, которого посетил щекотун, становится беспокойным, перестает спать по ночам, плачет. В Новгородской губернии считали, что это могло быть следствием того, что мать, будучи беременной, нечаянно дотронулась до поросенка.
По поверьям, щекотун имеет вид чего-то неопределенного, колючего, с большой пастью и чрезвычайно назойливого. Он мог являться следствием сглаза, порчи, дурного ветра. Боролись со щекотуном с помощью воды и заговоров. Ребенка умывали или сбрызгивали, произнося при этом особые слова. К примеру, в енисейских землях заговор звучал так: "Матушка заря утренняя Мария, вечерняя Маремьяна, возьми у младенца полуночника и щекотуна из белого тела, из горячей крови". В Вологодской губернии детей на рассвете носили в овин двенадцать дней подряд, при этом приговаривая: "Батюшка овин, возьми с моего младенца щекотун и ревун, а ему дай сон и угомон".