У Марины

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 19-Апреля-2024, 10:19:17
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Малыш  
БЕСЕДКА » -=Очевидное- Невероятное=- » Неразгаданное » Духи, приметы, славянские суеверия
Духи, приметы, славянские суеверия
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 00:53:31 | Ответ # 6
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Мороз

Дух зимних холодов, хозяин сурового северного ветра. В русских поверьях Мороз - это высокий старик с белоснежной длинной борой, от дыхания которого все замерзает, а ежели приходит куда, там начинается лютая стужа. Говорят, что когда в холод трещат деревья или стены домов - это Мороз своим кнутом по ним постукивает. В народных приметах отмечалось: там, где зимой стояли сильные морозы, урожаи обильнее и лучше.

По новгородским рассказам, на разных концах земли - северном и южном, живут два старца. Каждый из них дует по очереди, поднимая на земле ветер. Северный холодный ветер с вихрями и метелями замораживает все реки, озера и саму землю, приготовляя дорогу хозяину-Морозу. Идет по ней Мороз, помахивает своим посохом, принося стужу и холод. Так доходит он до владений Южного старца, а тот посылает теплый ветер гнать непрошеного гостя, выпроваживать его в свои земли. Единоборство это повторяется каждый год, сменяя на земле времена года.

Накануне Рождества Морозу делали подношения, старались задобрить его. Для этого брали ложку киселя или кутьи и, высунувшись в оконце, произносили: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес, лен да конопли в землю вколоти!" - трижды повторяли этот призыв, а потом добавляли: "Не идешь? Не иди ж ни на жито, ни на пшеницу, ни на вся-ку пашницу!"

Мороз был и распространенным персонажем русских народных сказок. В одних он может выступать как справедливый судья, воздающий доброй девушке-падчерице и сурово наказывающий жадную и глупую мачехину дочку ("Морозко"). В других испытывает людей на выносливость: легко справляется с барином в теплой шубе, но никак не может одолеть простого мужика, греющегося работой.

 
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 00:54:40 | Ответ # 7
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Нечистая сила

Нечистая сила - это собирательный образ всех духов - лесных, водных, подземных, которые могут проявлять себя как в злом, так и в добром аспекте. Их великое множество. К ним относятся домовой, леший, банник, кикимора, овинник, водяной, русалка, всевозможные змеи, черт, бес и т. п. Нечистыми их стали называть в основном после распространения на Руси христианства. Ранее к этим духам относились как к таинственным, обладающим сверхъестественными силами существам, охраняющим определенное место. Их всегда можно было умилостивить, задобрить или договорится с ними. По своей сути они являлись воплощением природных сил окружающего мира: земли, воды, воздуха, леса.

Крестьяне любили помещать нечистых в места потенциально опасные: глубокие овраги и омуты, в дремучие леса и болотины, "селили" их также в запустелых строениях и домах, где случались трагичные события. С нечистой силой связывали и болезни. "Народные названия болезней свидетельствуют, что некоторые из них прежде прямо отождествлялись с нечистыми духами".

По народным поверьям, активность нечистых духов связана с определенным временем года. Существовал даже специальный месяцеслов, в котором описывалось, какие нечистые могут проявлять себя в тот или иной день (месяц) года.

К примеру, лешие, водяные прячутся на зиму, и опасаться их в это время не стоит. Черти и бесы, наоборот, проявляют неуемную энергию, и на земле дуют холодные сильные ветры, поднимаются вьюги и ураганы. При наступлении трескучих морозов надо было остерегаться лихоманок и делать подношение Морозу, чтобы землю не выморозил и урожай будущий сберег.

В феврале оберегались от Коровьей Смерти - уродливой старухи с граблями в руках. Против нее в хлеву вешали лапти, обмазанные дегтем. В конце этого же месяца гнали и кумоху-лихорадку, выходившую вместе со своими двенадцатью сестрами из дремучих лесов. Особо опасным считался Касьянов день, приходящийся на 29 февраля. Этот день мог принести с собой и моровые поветрия. В продолжение всего Великого поста нечистая сила мало тревожила людей, поскольку верным средством от нее считается строгое воздержание в пище и в поведении.

Накануне же Пасхи стоило особо остерегаться, т. к. нечистая сила злилась и силилась устроить исключительные каверзы. После захода солнца уже никто не отваживался выходить на улицу, все дожидались пасхальной заутрени. Надень Герасима-грачевника (4 марта) из домов изгоняли напускных и посаженных кикимор, которые в это время становились тихими и беспомощными.

30 марта приходила очередь беситься домовому, даже если он был тих и смирен в остальные дни. Считалось, что у него либо спадает старая шкура, либо ему пришла охота жениться на ведьме. В этот день его старались на злить и не обращать внимания на его проделки.

 
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 00:55:23 | Ответ # 8
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
К 1 апреля просыпался водяной. Злой и голодный, он ломал лед, распугивал рыбу. До 3 марта ему обязательно надо было сделать подношение, покормить его. Для этого, по обычаю, крестьяне и рыбаки топили лошадь, вымазав ей голову медом. После подарка водяной успокаивался.

На день святого Егория (23 апреля), который имел особую власть над всяким зверьем, жертвовали лешему одну-две скотинки, чтобы в дальнейшем он ее не уводил. Роса этого дня считалась особенно вредной для животных. Ее собирали колдуньи, чтобы потом портить скот.

В мае переставали уделять внимание духам, сильным в зимнее время. Здесь оказывали почтение южным ветрам, несущим с собой теплые дожди для будущего урожая. В июне на Ивана Купалу считалось, что особой силой обладает вода, поэтому принято было мыться в банях, купаться в реках, собирать росу, которой после лечили кожные болезни. Но купание в реке было опасно, поскольку как раз в это время водяной праздновал именины, и беспокоящих его людей он топил. Иванов день считался и днем кладоискателей, которым нечистая сила, ежели добудут они цветок папоротника или плакун-траву, сама сокровища открыть может.

Седьмая неделя после Пасхи называлась русальной. На нее приходились проводы русалок и вместе с ними - весны. В знойную пору накануне Петрова поста (29 июня) остерегались купаться из-за того, что водяной в это время требует жертв. Вообще лето считалось временем, когда присутствие нечистой силы можно было ощутить везде. В лесу, в полях царят лешие и полевики, сбивающие человека с дороги и уводящие его в дремучие леса, болота-трясины. В реках, озерах властвует водяной со своей свитой. Страшным днем для любой нечисти, да и людей тоже, был день Ильи Пророка (20 июля). По поверьям, нечистые духи, стараясь спрятаться, оборачивались различными животными, жучками, мошками и стремились забежать, залететь в жилье, забиться в одежду. Илья же никого не щадил, поражая молнией и нечистого, и живые существа, поджигая дома, деревья. Чтобы как то оберечь себя, перед грозой люди выгоняли на улицу собак и кошек, скотину, наоборот, в поле не выводили, дабы вселившиеся в диких животных злые духи ее не разорвали.

В августе было принято поить лошадей через серебро, чтобы любил домовой, спрашивать у ветра, какой будет грядущая зима, также в это время заклинали, заговаривали жнивы от нечистой силы. В конце месяца караулили снопы от лешего, который, подшучивая над людьми, развязывал и раскидывал их. Сторожить ходили обычно в вывернутом наизнанку тулупе, с полотенцем на голове и кочергой в руке - ни один лешак не подступится.

К сентябрю, к дню Семена Летопроводца, как правило, приурочивали переезды на новое место, в новое жилище. Особый почет и уважение оказывали домовому, которого специальным ритуалом зазывали на новоселье. На Воздвижение (14 сентября), когда, по народным поверьям, лешие сгоняют все лесное зверье и особенно проказят и шалят, в леса ходить не полагалось. Пятнадцатого же числа - "гусепролет" - задабривали дедушку водяного, жертвуя ему гуся. За это он будет стеречь гусей и никому в обиду их не даст.

На Покров приходил черед умасливать овинника - недоброго духа хозяйственных строений, где сушили хлеб. В этот день он праздновал свои именины, и работать в овине было нельзя, иначе овинник мог обидеться и спалить гумно вместе с хлебными запасами. Ему приносили пироги и окропляли кровью петуха углы овина.

С октября лешие прекращают бродить по лесу, но напоследок, перед тем как провалиться под землю, они буйствуют: выламывают с корнем деревья, выворачивают целые пласты земли, разгоняют по норам зверье. Человеку показываться в это время в лесу нельзя. Зато это благоприятный период для избавления от любого наваждения и влияния нечистой силы.

1 ноября в деревнях праздновали курьи именины, раздавая кур в подарок своим родным и знакомым. Этот день связывался с хозяйственной жизнью дома, в который стремились заручиться поддержкой домового на тяжелый зимний период. Принято было также изгонять чужого лихого домового и других пришлых духов. В середине ноября вступала в свои права зима. Она приезжала на пегой кобыле и выпроваживала с земли всю нечисть. Обратно злые духи возвращались к Святкам, и начинались зимние бесовские потехи, а вместе с ними - гадания, ряженье.

Помимо месяцеслова у славянских народов существовало множество универсальных методов предохранения от нечистой силы, "от всякого зла". Считали, что нечистая сила не терпит запаха чеснока, лука, не выносит таких трав, как чертополох, петров крест, плакун-трава. Но все-таки главной защитой оставалась бдительность самого человека и гармоничное его существование с окружающим его миром.

 
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 00:57:07 | Ответ # 9
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Ночная, ночная плакса, ночница

Дух детского недуга, при котором ребенок плохо спит. "Ночницей, или полуночницей, называется болезнь ребенка, признаки которой: бессонница, подошвы на ногах бывают блестящие, при этом ноги ребенка постоянно находятся в движении. Крестьяне думают, что эта болезнь происходит от того, что мифические существа, ночницы, щекочут детей под подошвы".

В поверьях ночницу представляли как женщину высокую и худую, прячущуюся под кроватью и выходящую мучить бедное дитя. Особенно опасной и способной пристать к человеку она считалась не ночью, а на заходе солнца. Вообще, по крестьянским представлениям, сон на закате был вредным, потому что на этом переломе времени возрастает активность различных нечистых духов. Ночную также мог принести и дурной ветер, сглаз.

Приставшую к ребенку ночную плаксу отваживали с помощью заговоров, в которых обычно обращались к заре-зарянице как породительнице недуга. Хорошим средством считалось умывание водой и лечение травами. Использовали в виде отвара безотказный чертополох, который не переносит нечистая, а также давали настои травы, называвшейся "Сон Пресвятыя Богородицы".

Овинник, овинный батюшка, хозяин овинный

Дух, живущий и охраняющий овин, его хозяин. Овин представлял собой хозяйственную постройку со специальной печью, заглубленной в землю, и предназначался для сушки хлеба в снопах. Осторожное и суеверное отношение к нему славян восходит к древним временам, когда для их предков овин служил местом поклонения огню. С овинным же хозяином обращались всегда с большим почтением и осмотрительностью, поскольку он был связан с местом, где обрабатывали урожай, от которого зависел достаток семьи, ее благополучие. Деревянные овины часто горели, и это приписывалось гневу или проказам овинника.

Описания его внешности весьма расплывчаты. На Вологодчине он представлялся человеком обычного вида и роста со всклокоченными дымчатыми волосами. Во Владимирской области он темен, мохнат, оборачивается медведем. В Калужской принимает облик черной или белой собаки. Мог показываться и членом семьи, которой принадлежал овин.

Овинник проявлял себя по-разному. В одних случаях это был добрый помощник, радеющий за хозяйство. В других - обидчивый и мстительный дух, которому если не угодить, то можно горько поплатиться за это. Крестьяне старались не сердить овинника, соблюдая определенные его правила. Например, овины не топили раньше установленного времени - начала октября, и при этом обязательно испрашивали разрешения у "хозяина": "Царь овинный, подсоби сушить". Нельзя было также разводить огонь ни на Воздвижение, ни на Покров. Это были дни, когда праздновались именины овинного хозяина. Его угощали пирогами, кашей, а в некоторых областях кропили петушиной кровью углы овина. "Овинушко под Покров день отдыхает: огня не раскладывай",- говорили в Калужской области. Другими именинами овинника считалось время окончания работ в овине. Туда приносили хлеб-соль, кланялись и благодарили: "Спасибо, батюшка овинник! Послужил ты нынешней осенью верой и правдой!"

По крестьянским поверьям, овин считался местом почитания усопших прародителей, покровительствовавших домохозяевам. Многие русские обряды указывали и на то, что образ овинника здесь тесно переплетался с образом предка-защитника (к нему обращались "батюшка"). Если младенец не в меру плакал, его приносили к овину, умывали росой и клали немного овинной соломы к нему в изголовье, после чего малыш становился гораздо спокойнее. Во многих рассказах овинный хозяин выступает спасителем людей от пришлой нечисти: мертвеца или банника.

Овинник, как и домовой, знает и предсказывает будущее, хотя появление его самого служит недобрым знаком. На Святках он предвещал девушкам их судьбу. "Девка кладет ночью руку в овинное окно: коли никто не тронет, в девках сидеть; голой рукой погладит - за бедным быть; мохнатой - за богатым"

Полевик, полевой, полевой хозяин

Дух, охраняющий хлебные и сенокосные поля. По мнению орловских крестьян, он телом гол и черен, как земля, с глазами разного цвета и с травой вместо волос. Жители Новгородской губернии описывали его как существо во всем белом, являющееся вместе с налетевшим ветром. Население лесных районов представляет полевика маленьким уродцем, живущим в стогах сена, а на Воло-годчине это "молодой мужик с очень длинными ногами. Очень быстро бегает. На голове у него рожки, глаза навыкате, хвост. На конце хвоста - кисть, которой он поднимает пыль, если не хочет, чтоб его видели... Он наблюдает за травой и хлебными растениями. В поверьях жителей тульской и ярославской земли полевой хозяин обязательно скачет верхом на сером коне либо управляет тройкой, которую видят, как правило, к большим пожарам. Если человек заснул на меже, полевик его может переехать, задавив до смерти.

Увидеть полевого можно перед заходом солнца или в жаркий полдень, когда воздух сильно раскаляется. Считается, что мелькающие ночью в поле меленькие огоньки есть не что иное, как игры полевиков. Можно также слышать их пение, свист или хлопанье в ладоши. Но все это случается обычно перед каким-либо несчастьем. Шалости полевиков схожи с проказами лешего. Он путает, сбивает с дороги, морочит, уводит в болота, особенно любит поглумиться над пьяными пахарями.

Любимым местом полевого хозяина, где он часто появлялся, были межевые ямы. Засыпать в них было очень опасно, поскольку межевики и луговики - дети полевиков - могут задушить спящего. Крестьяне Орловской губернии ночью под Духов день делали подношения полевым в виде яиц и старого безголосого краденого петуха, причем так, чтоб никто не видел, иначе полевик может рассердиться и уничтожить хлеб.

Полевику поручали и скотину, когда выгоняли ее пастись в поле. Новгородские жители при этом приговаривали: "Полевой батюшко, полевая матушка с малыми детушками, примите скотинушку, напоите, накормите". Полевая матушка в быличках упоминалась редко и, как правило, вместе с мужем. К ней обычно обращались с просьбами помочь сберечь скот. Описывается она как простая женщина со светлыми волосами.

Образ полевика - это образ хозяина зреющих хлебных полей, сенокосных угодий. Проявляя к нему особое уважение и почтение, крестьяне после уборки урожая оставляли на поле несколько несжатых колосьев и этим благодарили полевого хозяина. Обряд этот называли "завиванием бороды". Полевики также считались изобретателями спиртных напитков.

Полудница, полуденница

Дух полдня, обитающий в засеянных хлебом полях. Полудница является в образе страшной или, наоборот, очень красивой девушки, одетой во все белое. Появляется она обычно в самый полдень во время созревания хлебов. Тех кто работает в это время, полудница берет за голову и вертит, пока у них не заболит шея. Она также может заманивать лакомствами детей в рожь, где они долго потом блуждают.

Она и хозяйка, и дух поля, и воплощение полуденного расцвета земли, ее силы и плодородия. В Архангельской области ее называли "хранительницей поля с рожью": "Полудница есть та же Ржица". Рассказывали, что в самый полдень она ходит по деревням, "скашивая стоящих". "Как увидишь, что полдень, ложись". Это нашло отражение в обычае крестьян отдыхать в середине дня - времени наибольшей активности солнца, когда всевозможные дневные духи и сущности обретали наибольшую силу. Образ полудницы двояк: "добрая - закрывает в полдень громадной сковородой хлеб и травы, а злая - оборачивает сковороду другой стороной и прижигает молоко хлебных зерен и цвет трав".

Дни, в которые полудницы считались наиболее сильными и опасными, приходились на самую середину года: с 6 по 19 июля. В это время не жали после полудня, не купались, не стирали. От них прятались, плотно закрывая двери и ставни. Оплошавших полудницы могли изловить, защекотать до смерти. Ими пугали детей: "Полудница там в горохе сидит".

 
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 00:58:13 | Ответ # 10
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Покойники, покойные

В поверьях это продолжающие жить умершие люди. В русском фольклоре они, пожалуй, представляют собой самый распространенный сюжет поговорок, притч, сказов и быличек. Желание человека заглянуть наперед, понять, что ждет его после смерти, нашло отражение в бесчисленных повествованиях о покойниках, в целом сложившемся ряде примет и поверий.

Для крестьянина смерть, если она не приключилась от несчастного случая,- вещь естественная и неизбежная, гораздо большее значение он придавал соблюдению ритуала похорон. В понимании многих крестьян покойники лишь меняют свое место жительства, переселяясь на погост, но продолжают существовать в этом же мире и даже вступать в отношения с живыми людьми. Так, например, жители новгородской земли клали деньги покойникам в гроб для откупа места; костромичи наделяли умершего сменой белья, могли положить рабочий инструмент, яблоки, баранки. Отсюда же пошла традиция приносить в поминальные дни на могилы близких разные угощения, приглашать их в гости. Оставшаяся после смерти человека душа, в народном представлении, полностью схожа со своим хозяином. "Во всем одеянии идет душа, как человек живой. В которой одежде душа умирает, в той и домой является после Сорокоуста" (из смоленских поверий).

Считалось, что покойники выходят из могил с наступлением сумерек до первых петухов. В это время они могут посещать своих родственников; так же, как и живые, отмечать различные праздники, служить в церквах службы, т. е. вести образ жизни, установленный в их земную бытность. Все эти суеверные народные представления о загробной жизни не очень соответствовали каноническим христианским суждениям, но вполне с ними уживались. Причем представление о рае в поверьях весьма расплывчато, но зато с адом все было определенно - "бесконечные пещеры, наполненные бесами" и расположенные глубоко под землей, где терпят вечные муки заслужившие это грешники.

В понимании крестьян покойники были все-таки не расположены к живым, и их надо было опасаться, даже если умирал близкий человек. Вместе с умершим в дом проникает и смерть. Чтобы отвратить и нейтрализовать губительное влияние ее, выполнялся ряд правил и обрядов: доски для гроба строгали от себя, чтобы не навести беду; одежду для покойника шили с изнанки, не оставляя узелков, иначе, считалось, он может вернуться за кем-нибудь из семьи; с той же целью завешивали зеркала в доме, т. к. в них остается тень покойного; почившего выносили из дома обязательно ногами вперед, чтоб не вернулся; и многое другое.

По общераспространенным представлениям, сорок дней после кончины человека считались переходными, обусловливающими его посмертное пребывание. В эти дни душа покойника находится еще на земле, и он может приходить в свой родной дом, показываться близким. После сорока дней умерший должен, по христианским представлениям, отправиться, сообразно заслугам, в рай или ад. В народных же поверьях наряду с этой точкой зрения существует и вера в то, что покойники продолжают посещать родных, особенно их притягивают незавершенные дела, невыясненные отношения, долгая скорбь родственников. Они как бы продолжают участвовать в жизни семьи. Скорее всего, корни этого явления уходят в языческую старину, когда люди верили, что души предков остаются жить с родом, помогают ему и защищают его. В народе существовало трепетное отношение к срокам и дням поминовения: полгода, год, три, шесть лет и т. д., а также к "родительским дням". "Умерших поминали, окликая, приносили им пищу (яйца, мед, брагу), чтобы умилостивленные предки способствовали хорошему урожаю, благополучию семьи" (из забайкальских поверий).

Особую категорию покойников составляли люди, умершие неестественной смертью, а также колдуны и ведьмы. Они были наиболее беспокойны и опасны. Те, кто продался нечистым, умирали обычно в страшных мучениях, а после смерти продолжали тревожить и губить людей. "Душа ведьмы или колдуна, по народным поверьям, тоже живет в своем гробе, а посему тела колдунов и ведьм не гниют, а только принимают ужасную форму. Они делаются горбатыми, синими, покрываются чешуей. Глаза вырастают с коровьи, волосы седеют, а на ногах и руках отрастают длинные острые когти. Днем ведьмы и колдуны спят, а ночью выходят из могил, пугают путников, проникают даже в дома". Хоронили таких покойников с особыми мерами предосторожности: вбивали осиновый кол, подрезали сухожилия на ногах и т.п.

Другим видом покойников были те, кто скоропостижно скончался. Многие из этих смертей считались благими, а люди, с которыми случалась подобная смерть, оказывались в раю. "Царствие Божие" ждало тех, кого убило грозой, женщин, умерших в родах, невинно загубленных. На их могилах, по бытующим представлениям, сами собой вырастали цветы и деревья. Поминали таких покойников обычно в Семик - четверг перед Троицей.

Жизнь и смерть неразделимы, они всегда идут вместе рука об руку. Осмысление этого и породило в повествованиях и обрядах славянских народов образы "живых" покойников. Они являются частью окружающего человека мира, отражением его понимания действительности, повседневного быта, выражают его представление о загробном существовании.

 
БЕСЕДКА » -=Очевидное- Невероятное=- » Неразгаданное » Духи, приметы, славянские суеверия
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |