У Марины

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 11-Ноября-2024, 14:08:58
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: Малыш  
Духи, приметы, славянские суеверия
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 00:59:17 | Ответ # 11
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Пьяный бес

Нечистый дух, бес, вызывающий запойное пьянство. По народным поверьям, такой порок, как любовь к вину, был подарен человечеству дьяволом. Искушающий бес принимает различные обличья, заманивая людей в свои сети, он может показаться маленьким юрким человечком, фантастическим существом или просто насекомым. Верили, что пьяный бес может добавить в бочку с вином особую, "запойную каплю", и тогда жди беды, человеку уже ни за что не отвязаться от губительной привычки.

Душа пьяницы потенциально принадлежит черту, от него отступаются ангелы-хранители, поскольку, упившись, утрачивает он все человеческое. Борьба с этим недугом и нечистыми, его приносящими, считается в народе делом почти безнадежным. "Сила бесовского зелья так велика, что древнерусский человек навсегда отчаялся освободиться от его чар".

От пьянства, как от болезни, связанной с нечистой силой, лечили заговорами, применяли отчитывание в церкви, поили водой с золой из церковного кадила. В народных травниках также существовали рецепты лечебных отваров, помогающих при запойном пьянстве.

Пятница, Параскева Пятница

В культуре русского народа существовало особое почитание некоторых дней недели, когда люди строго соблюдали предписываемые этим днями правила поведения, а также запреты. К таким дням относилась и пятница, которую всегда чтили и которую представляли женским духом. О ней рассказывали, что она показывалась людям в облике молодой прекрасной женщины с распущенными волосами. Кто уважал ее, соблюдая посты и воздержания в 12 годовых пятниц, то мог рассчитывать на ее помощь и защиту. Также почитались и девять обетных пятниц, соблюдение которых давало избавление от неурожая, засухи, падежа скота и других напастей.

Параскеву Пятницу называли еще "льняницей-трепальницей" и жертвовали ей первый отрепанный лен. В ее дни был запрещен ряд домашних работ, например нельзя было прясть, ткать, стирать, молоть из-за боязни того, что можно запорошить ей глаза, исколоть ее веретеном или иголками. По той же причине перед пятницей подметали полы. За нарушение запрета Параскева могла наказать болезнью глаз. Она считалась также покровительницей полей и скота, поэтому в начале жатвы у нее испрашивали благословения на начало работ: "Пятница Параскева матушка! Помоги рабам Божиим без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы".

Рожаницы

В древнеславянской мифологии рожаницы, как и род,- божества, духи-покровители семьи, предков, народа в целом, а также плодородия, женской силы и детородства. Их культ возник в период матриархата, считалось, что они присутствуют при рождении детей и предопределяют их судьбу. Им молились и делали подношения во время родов, чтобы женщина могла легко разрешиться. Число рожаниц, которым поклонялись, в разное время было не одинаково. В более позднее время оно соответствовало семи дням недели. Впоследствии почитание рожаниц трансформировалось в поклонение Богородице.

 
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 01:00:54 | Ответ # 12
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Русалка, воденица, водяная, омутница

Женское сказочное существо, обитающее в воде, в лесу. Это один из самых сложных и противоречивых образов славянских поверий, который складывался и изменялся на протяжении длительного времени.

В старинных описаниях многих губерний русалка порой представляется страшной косматой теткой с огромными грудями и острыми когтями. "Девка-волосатиха" "волосами трясет",- сказывали пермяки. Такое представление о русалках характерно для северных областей, где их часто смешивают с лешачихами и водянихами. В южных районах их облик более благообразен.

К XIX-XX веках, образ русалки, вобрав в себя множество черт других местных духов, принял тот вид, каким его находят в общепринятых описаниях и литературных произведениях. Это необыкновенные красавицы, которые нагими выходят по ночам из своего водяного царства, плавают и резвятся на тихих водах при полной луне, качаются на гибких ветках деревьев, гуляют по полям, завлекая и зазывая путников. Но горе оплошавшему, поддавшемуся их чарам, русалки защекочут его до смерти либо уволокут в свои подводные дворцы.

Особую роль играют необыкновенные русалочьи волосы, подобные ниспадающим струям, магические, завлекающие, уводящие. Расчесывание волос русалкой - колдовское действо, меняющее окружающий мир, воздействующее на него. "...Русалка может насылать бурю, дождь" с; "русалка чешет голову перед дождем" (из примет архангельской земли). Спектр цвета волос русалок весьма широк: по мнению одних - волосы у водяных дев зеленые с серебристым отливом; другие их видят черными, длинными, ниспадающими прядями; третьим русалки показываются со светлыми, русыми или золотыми волосами. Они расчесывают их гребнями из белоснежных рыбьих костей, играя ими, распускают по спине и плечам. Увидевший русалок за этим занятием путник, подобно древнегреческим мореплавателям, плененным звуками сладкоголосого пения сирен, забывает все и ищет своей погибели у неземных дев.

Замыслив затащить парня под воду, русалка лунной ночью выходит на берег и необыкновенной своей красотой, чарующим пением, головокружительными плясками увлекает несчастного к омуту и бросается с ним в глубину. Там же утопленника заставляют выполнять разную хозяйственную работу или играть на музыкальных инструментах, под звуки которых русалки любят танцевать и плескаться. Если же водяная дева пожалела парня, отпустила его, то тосковать ей по нему все оставшееся время. Зимой, когда раздавался треск льда на реке или озере, крестьяне говорили, что это колотится русалка, убиваясь по милому.

Вопреки распространенному мнению о рыбьем хвосте русалок, в традиционных русских описаниях он либо почти не упоминается, либо подобные существа называются фараонками. Происходили русалки, по поверьям, от детей, умерших некрещеными, или от девушек, утопившихся по собственной воле. Считали также, что в первые четыре года после гибели русалку еще можно вернуть обратно к людям, для этого ей надо было передать крест. По истечении же четырех лет девушка навсегда оставалась водяной девой. В новгородских рассказах русалки - это "девушки, умершие пред самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают".

В многих преданиях русалки - не только жительницы водяной стихии, их можно встретить и в лесах, живущими на деревьях, и на ржаных полях в период созревания хлеба, где они любят гулять и веселиться. "Русалок нельзя признать определенно духами водными, или лесными, или полевыми: русалки являются одновременно и теми, и другими, и третьими". Считалось, что там, где они гуляли по полю, трава и хлеб становятся гуще и обильнее.

С давних времен сохранилось и почитание русальной недели. Эта неделя приходилась на седмицу, предшествующую Троице или следующую за ней, начало же Петрова поста называли русалкиным заговеньем. Здесь русалки олицетворяли собой наивысший энергетический подъем, максимальное напряжение сил природы, когда все цвело и созревало. Ритуальное плетение венков на Троицу в народе называлось "завиванием венков для русалок". Это служило своеобразным подношением русалкам, которые любили раскачиваться на ветках.

Всю русальную неделю водяные девы очень опасны. В эти дни девушка никогда одна в лес не пойдет: русалки, по поверьям, девок и молодых женщин не любят, зато благоволят к мужчинам, зазывая их на свои игрища, не безопасные для простых смертных. По традиции, эту неделю сильный пол отмечал тем, что устраивал обильные возлияния и безудержную гульбу до самого Петрова поста, накануне которого происходило русалки но заговенье, т. е. проводы русалок. Заговенье сопровождалось весельем, песнями, хороводами, после чего чучело русалки обычно топили в реке. Считалось, что после этого водяные девы уходят неизвестно куда до следующего сезона. Оберегами от них полагали чеснок, полынь, любисток, а также острые и колюшие предметы.

Со временем русалка, как и многие другие персонажи русских преданий, становится именем нарицательным. У В. Даля: "Ходит, как русалка (о девке - нечесаная)". В современном употреблении русалка -это красивая молодая девушек с длинными прямыми волосами.

 
Марина
Марина
Число: Суббота, 30-Января-2010, 01:01:17 | Ответ # 13
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Середа

Как и Параскева Пятница, Середа почиталась особым духом, который, если выполнять предписанные этим днем правила и запреты, может помогать и оберегать хозяев. Дух Середы связывался с усопшими родителями и предками вообще. Середа представлялась в образе немолодой женщины, обязательно в кичке - головном уборе замужних женщин, поверх которой было накинуто белое полотенце.

Середа ревностно следила за тем, чтобы в ее день не рукодельничали, и особенно - чтоб не пряли. Иначе можно, как и в случае с Параскевой Пятницей, запорошить ей глаза, исколоть ее веретеном или иголками. За ослушание Середа могла серьезно наказать пряху и даже задушить ее вытканными холстами. За соблюдение же ее правила она могла выполнить загаданные желания, излечить от болезни.

С Середой было связано много примет и обрядов. В среду на четвертой недели Великого поста принято было печь хлебные кресты, в которые клали разные предметы и потом гадали: что кому достанется, то и сбудется. Кто найдет монетку - быть богатому, попадутся зерна - кидать тому при посеве первую горсть, кольцо - быть в этом году замужем или женатым. Считалось, что этот хлеб приносит здоровье, силу; его также давали скоту, чтобы рос справный. В среду на Страстной неделе скотину обливали снеговой водой, для здоровья. Корова, рожденная или купленная в среду ("середёна"),- счастливая.

Почтительное отношение к Середе нашло отражение и в русских пословицах: "Что Бог ни даст, а в середу не прясть!"; "Крепка неделя середою".

 
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |