Русалка, воденица, водяная, омутница
Женское сказочное существо, обитающее в воде, в лесу. Это один из самых сложных и противоречивых образов славянских поверий, который складывался и изменялся на протяжении длительного времени.
В старинных описаниях многих губерний русалка порой представляется страшной косматой теткой с огромными грудями и острыми когтями. "Девка-волосатиха" "волосами трясет",- сказывали пермяки. Такое представление о русалках характерно для северных областей, где их часто смешивают с лешачихами и водянихами. В южных районах их облик более благообразен.
К XIX-XX веках, образ русалки, вобрав в себя множество черт других местных духов, принял тот вид, каким его находят в общепринятых описаниях и литературных произведениях. Это необыкновенные красавицы, которые нагими выходят по ночам из своего водяного царства, плавают и резвятся на тихих водах при полной луне, качаются на гибких ветках деревьев, гуляют по полям, завлекая и зазывая путников. Но горе оплошавшему, поддавшемуся их чарам, русалки защекочут его до смерти либо уволокут в свои подводные дворцы.
Особую роль играют необыкновенные русалочьи волосы, подобные ниспадающим струям, магические, завлекающие, уводящие. Расчесывание волос русалкой - колдовское действо, меняющее окружающий мир, воздействующее на него. "...Русалка может насылать бурю, дождь" с; "русалка чешет голову перед дождем" (из примет архангельской земли). Спектр цвета волос русалок весьма широк: по мнению одних - волосы у водяных дев зеленые с серебристым отливом; другие их видят черными, длинными, ниспадающими прядями; третьим русалки показываются со светлыми, русыми или золотыми волосами. Они расчесывают их гребнями из белоснежных рыбьих костей, играя ими, распускают по спине и плечам. Увидевший русалок за этим занятием путник, подобно древнегреческим мореплавателям, плененным звуками сладкоголосого пения сирен, забывает все и ищет своей погибели у неземных дев.
Замыслив затащить парня под воду, русалка лунной ночью выходит на берег и необыкновенной своей красотой, чарующим пением, головокружительными плясками увлекает несчастного к омуту и бросается с ним в глубину. Там же утопленника заставляют выполнять разную хозяйственную работу или играть на музыкальных инструментах, под звуки которых русалки любят танцевать и плескаться. Если же водяная дева пожалела парня, отпустила его, то тосковать ей по нему все оставшееся время. Зимой, когда раздавался треск льда на реке или озере, крестьяне говорили, что это колотится русалка, убиваясь по милому.
Вопреки распространенному мнению о рыбьем хвосте русалок, в традиционных русских описаниях он либо почти не упоминается, либо подобные существа называются фараонками. Происходили русалки, по поверьям, от детей, умерших некрещеными, или от девушек, утопившихся по собственной воле. Считали также, что в первые четыре года после гибели русалку еще можно вернуть обратно к людям, для этого ей надо было передать крест. По истечении же четырех лет девушка навсегда оставалась водяной девой. В новгородских рассказах русалки - это "девушки, умершие пред самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают".
В многих преданиях русалки - не только жительницы водяной стихии, их можно встретить и в лесах, живущими на деревьях, и на ржаных полях в период созревания хлеба, где они любят гулять и веселиться. "Русалок нельзя признать определенно духами водными, или лесными, или полевыми: русалки являются одновременно и теми, и другими, и третьими". Считалось, что там, где они гуляли по полю, трава и хлеб становятся гуще и обильнее.
С давних времен сохранилось и почитание русальной недели. Эта неделя приходилась на седмицу, предшествующую Троице или следующую за ней, начало же Петрова поста называли русалкиным заговеньем. Здесь русалки олицетворяли собой наивысший энергетический подъем, максимальное напряжение сил природы, когда все цвело и созревало. Ритуальное плетение венков на Троицу в народе называлось "завиванием венков для русалок". Это служило своеобразным подношением русалкам, которые любили раскачиваться на ветках.
Всю русальную неделю водяные девы очень опасны. В эти дни девушка никогда одна в лес не пойдет: русалки, по поверьям, девок и молодых женщин не любят, зато благоволят к мужчинам, зазывая их на свои игрища, не безопасные для простых смертных. По традиции, эту неделю сильный пол отмечал тем, что устраивал обильные возлияния и безудержную гульбу до самого Петрова поста, накануне которого происходило русалки но заговенье, т. е. проводы русалок. Заговенье сопровождалось весельем, песнями, хороводами, после чего чучело русалки обычно топили в реке. Считалось, что после этого водяные девы уходят неизвестно куда до следующего сезона. Оберегами от них полагали чеснок, полынь, любисток, а также острые и колюшие предметы.
Со временем русалка, как и многие другие персонажи русских преданий, становится именем нарицательным. У В. Даля: "Ходит, как русалка (о девке - нечесаная)". В современном употреблении русалка -это красивая молодая девушек с длинными прямыми волосами.