Край классических русских ландшафтов, плавных изгибов Волги, тихих озер и березовых рощ. Живые пейзажи полотен Бориса Кустодиева «Провинция», «Купание на Волге», «Весенний вечер». Та самая природа, которая снится русским на чужбине. Которая вызывает смешанные чувства глубокой радости и светлой печали. Настоящая Россия. Такая, какая она есть на самом деле.
Ярославская земля — это открытый учебник истории и культуры России. Учебник, путешествовать по страницам которого действительно интересно.
Ни одно значимое событие не миновало этого края. Здесь увековечено все многообразие русской архитектуры. Ярославская земля — это открытый учебник истории и культуры России. Учебник, путешествовать по страницам которого действительно интересно. И который стоит прочитать не только из-за красочных, почти фантастических иллюстраций. И не только для того, чтобы уже легко ориентироваться в разнообразии типов православных храмов. Но и затем, чтобы без помощи всяких экскурсоводов научиться разбираться в своей собственной, противоречивой и бездонной русской душе…
Понять Россию
Чтобы стать специалистом по истории и культуре России не обязательно потратить половину жизни на чтение скучных книг, написанных кабинетными учеными. Или проводить долгие часы у чудотворной иконы «Прибавления ума» Покровского храма в городе Тутаев. Безусловно и эта икона, не имеющая аналогов в мире, и трехметровый образ Спаса, да и сам город знаменитой «романовской овцы» заслуживают внимания и паломника, и обычного туриста. Но для развития интеллекта окажется куда более эффективным иное средство. Настоящее путешествие по реке времени в качестве не только наблюдателя истории, но и ее участника.
В том же Тутаеве, или, как его величали когда-то Романово-Борисоглебске, в единственном российском провинциальном банке-музее, турист превращается в клиента дореволюционного банка. Оставляет пальто при входе на вешалке, проходит к конторским столам, на которых стоят пишущие машинки, разложены счеты и бумаги. В ожидании, когда банкир пригласит к себе почетного гостя на чай, интересно осмотреть картины на стенах, на одной из которых изображен ярославский дворянин П. Мятлев, одетый в темно-зеленый банковский мундир образца 1794 года, комнату для «хранения капиталов» защищенную кованой решеткой, сейф, на маленьких колесиках, с которым, служащие выходили на рынок собирать подати и другие любопытные банковские атрибуты.
В переславском музее-усадьбе «Ботик Петра I», можно не только полюбоваться на счастливый бот «Фортуна» — единственный сохранившийся после пожара 1783 года корабль потешной флотилии Петра, но и принять участие в грандиозном театрализованном представлении «Петровская ассамблея». Проходит оно в Ротонде — зале для общественных приемов и танцев. Здесь гостей учат замысловатым фигурам «короля танцев» — менуэта, а также тому языку жестов, которым с помощью веера и мушек обменивались в то время сплетнями светские дамы. Те участники представления, которые не в силах будут одолеть последнюю науку, все равно узнают самые любопытные подробности интриг Петровского двора. Конечно же, только по секрету, на ушко из уст прекрасных и чрезвычайно болтливых барышень, одетых в декольтированные, пышные платья. Для любителей мужского общества здесь тоже немало приятных собеседников. С тем же Петром I можно сыграть в шахматы, или выпить рюмку водки «от ключницы» с одним из придворных кавалеров. А напоследок — одеть парик, треуголку, кафтан и сняться на фотографии с Царем или с одной из фрейлин в обнимку — на память о путешествии в далекое прошлое.
С тем же Петром I можно сыграть в шахматы, или выпить рюмку водки «от ключницы» с одним из придворных кавалеров.
В Переславле-Залесском находится еще один очень любопытный, вполне интерактивный музей. Музей Паровозов собрал в себе самые интересные образцы железнодорожного подвижного состава, в том числе мотовозы, тепловозы, вагоны, а также автомашины, трактора и другую технику начиная с революционной поры. Приезжать сюда лучше летом — есть шанс прокатиться с ветерком на настоящей ручной дрезине.
В Ростове Великом, кремлевские стены которого известны каждому по фильму «Иван Васильевич меняет профессию», местные звонари дают уникальный мастер-класс на знаменитых ростовских колоколах. Тех самых, на которых Жорж Милославский исполнял «Подмосковные вечера». А вот чтобы узнать все тайны рождения настоящего колокола, в процессе которого используется конский навоз, сусло и даже свиное сало, придется вернуться в Тутаев на Колокололитейный завод Шуваловых.
Ну а самым интересным, поистине сногсшибательным историческим туром является экстремальная театрализованная экскурсия «Бурлаки на Волге». Возле Углича на приколе стоит гигантская баржа, вместимостью 300 тонн. Ее туристом и предстоит, сначала наполнить мешками с товаром, а затем, впрягшись в лямку и перебирая по берегу дрожащими ногами, обутыми в лапти, тащить более трех километров! у каждого своя роль. Один — «коренной», он идет впереди. За ним тянут бечеву «кабальные». Это самый низший бурлацкий ранг, волжские шудры, которых криками и пинками подгоняют «усердные». Есть и вполне четкая мотивация этого тяжелейшего труда, который ярко, с надрывом описал в свое время зажиточный поэт Некрасов. С одной стороны — реальный договор, который артель бурлаков заключает с пузатым купцом в кафтане. А с другой — предстоящая награда — изобильный стол, уставленный восхитительными блюдами волжской кухни и бутылками с медовухой.
Там на неведомых дорожках…
Начало истории города Ярославля было положено в тот момент, когда секира Ярослава Мудрого вонзилась в могучее тело священной медведицы, посланной волхвами селения Медвежий угол на решающий бой с новгородскими «крестоносцами». Уже разбит был старцем Авраамием идол бога Велеса в Ростове. А в Переславле-Залесском, на месте волшебной Шутовой рощи, где язычники молились силам природы, взметнулись в небо башни Успенского Горицкого монастыря. Духи ушли из этих мест в самую глубь непроходимого Брынского леса. Остался он один — Синий камень, который «привлекаше к себе мужей, и жен, и детей», что «стекахуся из году в год и творяху ему почесть» и по сей день. Теперь правда уже в составе экскурсионных групп тянутся люди сюда, на вершину Александровой горы, тая в сердцах все те же сокровенные желания, которые самый древний и чудесный ярославский алтарь неизменно выполняет.
История этого 12-тонного валуна, приплывшего согласно преданию по реке с самого Белого моря, в точности повторяет народную историю крещения Руси. Его неоднократно пытались закопать в овраге, но он непостижимым образом каждый раз оказывался на поверхности. Пытались заложить его под фундамент церкви, но он скатился в воду, а через 70 лет оказался на берегу. Этому удивительного цвета камню приписывали и способность «мыслить», и двигаться, и светиться по ночам, но одно его свойство остается фактом — даже в самый сильный снегопад он лежит абсолютно голым.
Как и камень, мифы и суеверия русского народа долгое время находились в «подполье». «Ведающее медом» божество, которого в Европе звали «Бером», и про которого сложена первая русская сказка о звере «на липовой ноге, на березовой клюке», вышедшим из «бер-логи», чтобы покарать непослушного крестьянина, стало любимой игрушкой и другом детей, и, что немаловажно, единственной позволительной куклой мальчиков. И только спустя почти тысячу лет главный тотемный зверь России наконец-то нашел свой храм, в котором хранятся более трехсот его плюшевых, стеклянных, деревянных и фарфоровых образов и подобий. Музей Медведя установлен на том самом месте, где когда-то Ярослав Мудрый победил медведицу и тем самым склонил аборигенов к вере в нового, более могущественного бога.
По преданию в далекие времена мышь спасла жизнь местному князю, разбудив его в тот момент, когда огромная змея уже нацеливалась на августейшее тело, чтобы поразить его ядом своих зубов. Так этот маленький зверек стал символом города Мышкин
Другой почитаемый зверь ярославских земель, у которого тоже появился свой храм — обычная полевая мышь. В отличие от лошадей, которые, как известно, приносили немало хлопот русским князьям даже после своей смерти, их заклятые враги — мыши, не смотря на свой весьма скромный размер, оказались куда более верноподданны. По преданию этот маленький зверек в далекие времена спас жизнь местному князю, разбудив его в тот момент, когда огромная змея уже нацеливалась на августейшее тело, чтобы поразить его ядом своих зубов. Так мышь стала символом города Мышкин и даже сейчас, в куда более смутную эпоху, помогает местным жителям поживать и «добра наживать». Коллекция музея Мыши — единственного в мире музея, посвященного этому милому грызуну, привлекает в Мышкин толпы туристов. Многие мыши — иностранцы, их приезли из Америки, Японии, Китая. Некоторых подарили музею знаменитости, в том числе академик Лихачев и поэт Окуджава.
В последние годы не только звери, но и другие персонажи верхневолжского фольклора вернули себе утраченный статус. Причем не менее эффектно. В городе Углич за колоритным частоколом, украшенным черепами рогатых животных, темнеет в сумраке здание Музея мифов и суеверий. Внутри он полон российской нечисти, вернее ее восковых фигур, очень профессионально выполненных и в натуральную величину. Прямо у входа, за скрипучей дверью гостей встречает гоголевская Панночка, которая иногда неожиданно начинает подниматься из гроба. В соседнем гробу шевелится скелет. А дальше, в интересных сюжетных композициях, появляются Баба-Яга, домовой, луговой, кикимора и другие представители нижнего пантеона славянских божеств, которые живут здесь в окружении предметов, связанных народным сознанием с «нечистой» силой.
Впрочем, домовой в свое время считался другом семьи, и называли его только «дедушкой», причем с поклоном и поднесением нехитрых крестьянских даров: тарелки с гречневой кашей, крынки молока, куска каравая. А та же Баба Яга считалась на Руси берегиней, защитницей человеческого рода. Поэтому совершенно необязательно тут же, после посещения музея ехать в мышкинский Дом ремесел и просить тамошнего кузнеца срочно выковать оберег от сил тьмы. Все это лучше сделать потом, неспешно, с чувством, и самое главное — своими руками. Мастера Дома ремесел в два счета обучают туристов и профессиям стеклодува, и гончара, и резчика по дереву и, конечно же — кузнечному делу.
С Бабой Ягой при желании можно даже познакомиться и подружиться. Правда для этого надо отправиться на ее официально признанную Родину — в село Кукобой Первомайского района Ярославской области. Чудеса здесь начинаются уже на подъезде к селу. Из дремучей чащи на дорогу неожиданно выскакивает лесной дозор в составе Кикиморы, Кощея, Лешего и Русалки, останавливают транспорт, под угрозой порчи и щекотки заставляют туристов петь частушки, а затем угощают душистой и сочной, фирменной ярославской клюквой. Сама Яга живет в комфортабельной избушке, любит потчевать гостей всяческими сладостями, чаем и наливками. Как и многие умудренные жизнью люди она постоянно попадает в безвыходные ситуации, к решению которых неизменно подключает своих гостей. то старушка теряет свои колдовские травы и чтобы увидеть и поучаствовать в процессе зельварения, туристы отправляются к Лешему — отгадывать его загадки. то Кот Баюн шалит, мешает бабушке колдовать, и нужно догадаться, как отвадить его от избушки. Наконец, когда приключения подходят к концу начинается пир на весь мир — либо в домике Бабы Яги, либо в лесу, на лужайке — с ароматной ушицей, наливками на травках, шашлычком и пирогами.