Дороги, как и люди, везде разные. Они способны многое рассказать о тех, кто их построил, о местах, которые пересекают. Дороги соединяют цивилизации и культуры, как Великий шелковый путь, веками служивший торговым мостом между Западом и Востоком. Или вмещают в себя целую эпоху, как Аппиева дорога в Риме, помнящая тяжелую поступь древних легионеров… Дороги рано или поздно должны были возникнуть и в моей биографии — путешествуя по миру, я проехал в общей сложности почти миллион километров. В какой-то момент все эти расстояния и маршруты стали переходить из плоскости географической в экзистенциальную. Я начал воспринимать бесконечную смену декораций за окном машины — горы, пустыни, тропики — как свой жизненный путь, свою дорогу. И два года назад решил снимать их целенаправленно.
По ходу дела я настолько увлекся темой, что стал выстраивать даже своеобразные рейтинги: самые известные дороги, как, например, Транссибирская магистраль, пересекающая восемь часовых поясов. Или необычные, как в Банфе — старейшем национальном парке Канады. Удивил контраст нетронутой природы (не убираются даже упавшие деревья) и единственной, но суперсовременной трассы. Другие дороги запомнились своей рекордной протяженностью, как трасса «Урал» (М-5), тянущаяся от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. На сегодня — это единственная магистраль, связывающая Западно-Сибирскую часть России с Центрально-Европейской.
Китай, Тибет
Последний перевал перед Эверестом, высота — 5300 метров. Настоящий серпантин, 48 крутых поворотов. Лишь недавно эти головокружительные виражи оборудовали «отбойниками» — и теперь спуск с перевала стал более безопасным. В хорошую погоду здесь видны пять восьмитысячников горного массива Гималаев.