У Марины

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 02-Мая-2024, 19:07:37
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
БЕСЕДКА » -=Новости=- » Вокруг Света » Табор уходит в небо, цыгане кто они их корни? (РАННЯЯ ИСТОРИЯ ЦЫГАН (X-XV в.в.))
Табор уходит в небо, цыгане кто они их корни?
Марина
Марина
Число: Четверг, 27-Декабря-2007, 23:38:56 | Ответ # 11
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Праздники. Праздники цыгане очень любят, они органично вплетены в канву их жизни. Приехал ли родственник, просто зашёл в гости сосед, день рождения кого-то из членов семьи, уже не говоря о крестинах или свадьбе - всё это повод для того, чтобы собраться вместе, поговорить о делах, просто обменяться новостями. Самыми важными праздниками у цыган считаются церковные.
Рождество, Пасху, Троицу справляют пышно, обязательно всей семьёй, причём часто даже съезжаются из разных городов. Как правило, праздник растягивается на несколько дней. Готовятся к нему загодя. Большинство цыган перед Рождеством и Пасхой строго соблюдают пост. На столе обязательно должен быть определённый набор блюд.

Даже в советские времена, когда церковные праздники не поощрялись, цыгане не обращали на это внимания - а ведь не первое столетие существует стереотип, будто цыгане в своей религиозной жизни ищут лишь удобства. Сколько бы ни писали некоторые «исследователи» о язычестве цыган, о молениях на солнце или на медный таз, именно христианские праздники и христианская обрядность были для цыган России и Восточной Европы краеугольным камнем их духовного мира.
Кэлдэрары и ловари, ареал формирования которых один и тот же, особое значение, кроме указанных праздников, придают дню Святого Петра 12 июля. Этот календарный христианский праздник носит у цыган название Симпэтри. Но, кроме обычного церковного смысла, этому дню придавался несколько иной характер. Если в семье болел ребёнок или случалась какая-то другая беда, цыгане, надеясь на помощь этого святого, давали обет отмечать этот день каждый год. После выздоровления ребёнка, родители ежегодно, до своей смерти, собирают в этот день гостей. После смерти родителей гостей собирает тот, ради кого давался обет. У ловарей в прошлом в этот день обязательно резали барана. Барану, выбранному в качестве жертвы, золотили рога, у состоятельных цыган к рогам привязывали золото. Информаторы рассказывают, что на такого барана надевали маленькую попону, и, перед тем, как зарезать, катали на нём выздоровевшего ребёнка. Приблизительно так же справляли Петров день и лингурары в Болгарии.
И в заключение несколько слов о цыганском застолье. Практически невозможно увидеть пьяного до бесчувствия цыгана. Это признавал даже ненавидевший цыган К.Голодников, который отмечает в своём очерке «Проклятое племя»: «Но - suum cuique; нельзя умолчать и о том, что на стороне цыган есть одно доброе качество, хотя и отрицательного свойства: между ними нет пьяниц. Вино они, конечно, пьют,- но пьют его весьма умеренно, и то только при известных случаях». Того же мнения придерживался и немецкий автор Либих.
У цыган очень высокая культура застолий; проводя в неторопливых беседах весь день напролёт, люди пьют понемногу, и очень хорошо чувствуют момент, когда следует сделать паузу. Никто не осудит соседа, если тот во время очередного тоста лишь пригубит рюмку, или временно сменит спиртные напитки на прохладительные. Кроме того, у цыган существует свой этикет поведения за столом: считается неприличным, если кто-то из семьи слишком много выпил. Цыгане осуждают людей, которые не умеют себя контролировать. Во время любого праздника особенное значение придаётся танцу. При этом соблюдается определённый порядок. Хозяева по очереди вызывают главу семьи или старшую женщину, а их должны поддержать в танце все члены семьи - дети, внуки, сёстры, племянники и т.д. Это возможность «показать» всё семейство, продемонстрировать собравшимся потенциальных женихов и невест.
По-прежнему, на больших празднествах у цыган России соблюдается давняя традиция, требующая, чтобы мужчины садились отдельно от женщин. Если же стол один, то цыгане и цыганки садятся на разных его краях, а несупружескими парами, как это принято у русских.

Похоронные обряды. В условиях кочевья у цыган не было возможности обращаться за профессиональной медицинской помощью. Лечились, в основном травами, средствами народной медицины, заговорами. Если в таборе заболевал хотя бы один человек, все ждали, пока его вылечат, и не трогались с места.
Как и у всех народов, у цыган существовало много примет, которые предсказывали беду, в том числе скорую смерть человека. Так, например, появление дятла рядом с жилищем – к покойнику, его так и называли - чириклы муликаи – буквально – мертвецкая певица. У цыган Боснии такая птица - кукушка, в Польше - сова.

«Най мишто те мэсурис ле манушес» - «нехорошо измерять человека», - говорят цыгане (ведь измеряют человека, когда покупают ему гроб). Большое значение придавали они толкованию снов, которые, по народным верованиям, могли быть предвестниками смерти. Так, видеть во сне выпавший с кровью зуб - примета, означающая скорую смерть близкого человека. Кстати, аналогичное суеверие существовало и у других народов, например у югославян.

Согласно представлениям цыган, душа живёт в теле человека только до его смерти. После смерти она покидает тело и витает около земли сорок дней, после чего отправляется в «страну мёртвых». В таборе верили, что в этот период душа может вернуться туда, где жил покойный, поэтому в шатре умершего человека ставили для неё воду, а иногда и еду, чтобы душа «не рассердилась» и не навредила живым. Душа иногда может покидать тело и при жизни человека - это происходит во время болезни. У цыган Франции существовал обычай: ко рту умирающего подносили птицу, чтобы в неё переселилась душа умершего, а потом отпускали птицу на волю. Цыгане Трансильвании верили, что «душа того или иного цыгана «вдувается» в птицу, а после смерти этой птицы снова возвращается в тело цыгана.

О тех, кто умер неестественной смертью, ходили различные легенды. Так, души утонувших живут в горшках у «хозяина воды», пока тело не разложится; души убитых - в теле диких зверей, пока убийца не будут наказан.


Гюстав Доре. «Цыганские похороны в Триане». Испания. Гравюра 1874 года.

Все группы цыган верили, что тот, кто умер неестественной смертью, может, став привидением, вернуться и нанести вред. Поэтому при поминании умершего цыгана говорили: «Пандадо лехко дром» или «кашт бар анде лехко дром», то есть «Закрыта его дорога». Страх перед так называемыми «нечистыми покойниками» отразился в фольклоре кэлдэраров. В одной из баллад цыган Дёрди к ужасу всего табора поднялся во время похорон и гнался за цыганами девять дней и девять ночей!

Согласно обычаю все родственники умершего должны (если есть такая возможность) собраться на похороны. Если умирал мужчина, то днем и ночью около тела сидели мужчины, добром вспоминая усопшего; цыганки в это время готовили еду для поминок. Если умирала женщина, рядом с телом постоянно находились близкие родственницы.
Прощаться с умершим заходил весь табор. Чем выше был его авторитет, тем больше собиралось народа. «Целую ночь сидел табор возле шатра умершего, - пишет известный цыганский драматург И.Ром-Лебедев, - ...вспоминали, какой был удалец покойный, какой был удачливый на конном базаре... «И пел, сыр Дэвэл (как Бог) и плясал: «один был на свете плясун! И деньги ему сами в руки шли...»
Вспоминая, обращались к покойному, как к живому. «А помнишь, Сеня, как мы с тобой...» Иногда подносили усопшему стопку, угощали его... Я сам был свидетелем этого.»

К концу ХIХ века в России хоронили умершего, согласно правилам православной церкви, на третий день. Но из бесед с пожилыми цыганами, мы знаем о том, что бывали случаи похорон в день смерти, или на второй день после смерти. В течение всего времени до погребения, покойника не оставляли одного.
На следующий день после смерти, если вблизи оказывалась церковь, приглашали священника, а если нет – обходились и без отпевания.
Перед тем, как положить покойника в гроб, его обмывали, надевали на него, как правило, новую одежду. У цыган, как у многих народов, существовало представление, что в «новую жизнь» надо прийти чистым и хорошо одетым. Старики готовили себе смертную одежду заранее. У кэлдэраров покойнику между пальцами обязательно клали деньги - по народным верованиям эти деньги необходимы, чтобы оплатить дорогу в потустороннем мире. Этот момент отразился в цыганской клятве, которую дают, если не могут дать взаймы: «Те ттав ле ловэ мангэ машкар ле ная те сы ма». В переводе это означает: «Положить мне деньги между пальцами, если имею [что дать]».

Цыгане хоронили умерших на городских или сельских кладбищах, оказавшихся поблизости. Когда кто-то умирал по дороге, вдалеке от жилья, его хоронили прямо в лесу.
Если в шатре во время выноса тела в вёдрах или в других сосудах была вода, её выливали вслед за процессией. Участникам похоронной процессии не следовало идти парами, чтобы одна смерть не повлекла за собой другую. С начала ХХ века покойника уже отпевали в церкви. На кладбище цыгане бросали в могилу горсть земли, приговаривая: «Мек те авел вушоро пхув пе лесте» (Пусть земля ему будет легкой). На обратном пути нельзя было оглядываться назад - иначе душа умершего потянется вслед. Иногда, уходя с кладбища, зажигали спички и бросали их за собой.

Надо сказать, что у подавляющего большинства народов похороны близких людей - это всегда печаль; люди не стесняются проявлять своё горе, носят траур. Поэтому не могут не удивлять противоположные описания. Тем не менее, они существуют. В журнале XIX века «Всемирная иллюстрация опубликован репортаж о цыганских похоронах в Трансильвании - в нём утверждается, что на обратном пути участники похорон танцевали. Рассказ проиллюстрирован гравюрой, подпись под которой гласит: «Цыганские похороны в Семиградской области». Считая, что взгляд автора заметки слишком ироничен и приземлён, мы всё-таки приведём его описание полностью.

«Кто в первый раз увидит цыганские похороны, - пишет наблюдатель, - того поразит шум, гвалт, и вопли толпы, сопровождающей покойника. Цыгане - большие охотники сопровождать похоронные процессии своих товарищей потому, что при этом им предоставляется возможность дарового угощения. Как только умрёт кто-нибудь из оседлых цыган, его ближайший родственник немедленно бежит к помещику и выпрашивает из съестных запасов на тризну. Отказ в подобных случаях - вещь почти небывалая, солонины и «паленков» (пшеничного хлеба) всегда добудут вдоволь. Из этих-то даровых запасов и устраивается угощение и на него собирается толпа знакомых покойного. Ближайший родственник умершего садится на коня и ставит перед собой на холку лошади гроб, а за ним идут пешком все провожатые, громко голося и рыдая и корча печальные рожи. К этому гвалту примешивается нестройная музыка сопелки и скрипки или другого музыкального инструмента (цыгане - все музыканты). Как только гроб засыпан землёю, жалобный тон музыки переходит в весёлый, плач и рыдания смолкают, и начинается бешеный чардаш (цыганский танец), выплясывая который вся толпа возвращается с кладбища в селение. В доме покойного начинается пир, и после угощения опять идут танцы, которые продолжаются далеко за полночь.»

 
Марина
Марина
Число: Четверг, 27-Декабря-2007, 23:41:47 | Ответ # 12
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

«Цыганские похороны в Семиградской области». Трансильвания. Вторая половина XIX века.

Современный похоронный обряд молдавских цыган из города Сороки имеет некоторое сходство с описанным выше. В 1998 году Мирчу Черари, местного булибаши хоронили только на четырнадцатый день после смерти -ждали, пока соберутся все, кто хочет с ним проститься, а также всё это время строили для него специальный склеп, отделанный итальянским и индийским мрамором. В склепе были сделаны несколько ниш, красивые узоры на стенах, камин и бар с любимыми напитками покойного. Поскольку умерший занимался бизнесом, то на мраморный стол в его могилу поставили компьютер с принтером и факс. Многотонную крышку склепа задвигали сорок мужчин. Надрывное причитание по покойному сменилось весёлыми песнями. Разумеется, такие серьёзные затраты, которые были в семье Черари, не могут себе позволить семьи с меньшим материальным достатком. Однако, сам характер похорон тот же. Перед похоронами возле дома покойного 10-12 дней горит костёр, у которого собираются постепенно съезжающиеся из дальних мест люди. Хоронить принято в склепе с устроенными в стенах нишами. В ниши ставится вино и разного рода предметы быта. Молдавские цыгане порой хоронят в гробу со стеклянной крышкой, украшенной религиозной символикой. Семья от имени покойного делает родственникам подарки.

Упоминания о песнях и танцах во время похорон исходят не только из Трансильвании и Молдавии, но и из других регионов. Цыгане во многом перенимают обрядность окружающих народов. Известно, что в некоторых областях Латвии коренное население имеет весьма своеобразное представление о жизни и смерти. Согласно этим верованиям человек рождается на муки, а, умирая, обретает покой и счастье. Соответственно, рождение ребёнка встречалось плачем, а похороны - внешним весельем и радостью. Поэтому совершенно естественно выглядит то, что у так называемых латышских цыган (лотфов) до сих пор можно увидеть «нестандартный» обряд похорон, включающий пение и танцы - об этом рассказывают информаторы из их числа.

Лотфы по вероисповеданию - католики, но при этом они хоронят людей не обязательно на третий день (как требует христианский обычай). Они откладывают похороны на столько дней, сколько необходимо для их подготовки. А сделать нужно следующее: организовать помещение, где могло бы собраться много народа, заготовить продукты, пригласить множество родственников и гостей (у русских цыган на похороны не приглашают). Длятся похороны три дня, но начало их стремятся приурочить именно к пятнице. В первый день собираются практически только старшие по возрасту; они сидят за столом, вспоминают покойного до самого утра. На второй день многочисленные гости приходят в костёл в самой лучшей одежде. После отпевания все идут на кладбище, а затем собираются в ресторане. Цыгане заимствовали у латышей примету, согласно которой у того, кто уйдёт с кладбища последним, в семье кто-то вскоре умрёт. Затем все садятся за празднично накрытый стол, поминают покойного до тех пор, пока кто-либо из его ближайших родственников не скажет присутствующим: «Танцуйте, пойте». После этого начинается обычное цыганское застолье. Поют и пляшут все, кроме родственников покойного. На поминках играет духовой оркестр. Репертуар - в основном, вальсы, марши и польки. Гостям следует принести с собой спиртное, как правило водку (количество зависит от степени родства и материального достатка - обычно ящик или более). Это расценивается как знак внимания. Третий день поминок фактически является продолжением второго.
В таком контексте уже не выглядит столь непонятным описание похорон, появившееся в «Витебских губернских ведомостях» в 1898 году:
«Недавно в цыганском таборе, расположенном близ одного из южно-германских городов, умерла жена одного из главных цыганских вождей. Едва она испустила последний вздох, все члены её рода надели траур, то есть вплели в волосы красные и жёлтые ленты, таким же образом они украсили гривы и хвосты своих лошадей. Затем все принесли подарки и расположили колоду карт с червонным тузом посредине. На следующий день была поставлена особая палатка из красного холста, в которой в тёмно-красном гробу было положено тело. Перед палаткой разложен огонь, и вокруг него уселись все родственники покойной, прославляя по очереди её добродетели. Со всего околотка стекались цыгане и, входя в семейный круг, пели хвалебные гимны. Когда тело хоронили, всё племя сопровождало его, а впереди ехали верхами шестеро цыган, причём музыканты играли самые весёлые мотивы.»

Подчеркнём, что описанные похоронные традиции настолько редки, что большинство цыган России даже не подозревает об их существовании. Почти все этнические группы подолгу добровольно держат траур - как правило, год, а иногда и дольше. В этот период цыгане ни в коем случае не поют и не танцуют. Что касается более традиционного ритуала похорон, приведём сведения о нём у ряда групп, проживающих в России и за её пределами.
Немецкие цыгане клали тело покойного в выдолбленное дерево, которое к середине XIX века сменил простой гроб. В могилу лили вино, пиво или водку - смотря что цыган любил при жизни. Одежду, постель и одеяло покойного сжигали под открытым небом. В редких случаях, когда после умершего оставалось больше денег, нежели нужно на погребение и на первые нужды табора, родственники раздавали подаяние беднякам близлежащей деревни. В знак уважения и любви на могиле сажали дерево; через год старались вернуться и смотрели, прижилось ли оно. Если нет - сажали новое. «Ни один цыган не пройдёт мимо могилы соплеменника, не вылив на неё несколько капель вина, пива или водки...» - писал Рихард Либих.31
Отголоски упомянутого (видимо древнего) обычая, можно заметить и у цыган России. Сейчас во время поминок на скатерть льют водку и кругообразным движением водят по ней донышком чарки.
У кэлдэраров к концу XIX века обряд похорон выглядел следующим образом. С кладбища цыгане шли в шатер покойного, где устраивались поминки - (помана). На стол было положено подавать всю еду одновременно. Никаких особых поминальных блюд не было. Существовало лишь одно ограничение - в еду не клали лук и перец, чтобы умершему не было горько. Одно место за столом оставляли свободным. Самый близкий родственник покойного отведывал первым каждое блюдо. Когда пили водку или вино, то отливали немного на землю или на хлеб, говоря при этом: «Те авел англа лесте» (На помин его души). Из-за поминального стола все вставали одновременно.
Как у всех православных, умершего поминали на девять и сорок дней, затем через полгода и год. В знак траура близким родственникам покойного не разрешалось девять дней носить головной убор, мыться, менять бельё. Мужчинам не положено было бриться. Сколько будет длиться траур, зависело от желания самих родственников. Когда проходили полгода или год, в знак окончания траура, цыгане снимали с себя верхнюю одежду, поливали её вином, танцевали на ней, а затем эту одежду сжигали.


Прощание с усопшим. 30-е годы ХХ века.

Кэлдэрары строго соблюдают обычай по прошествии полугода и года дарить чужому человеку (не родственнику) специально приобретённые предметы новой одежды. Если покойный был мужчина, то дарили бельё, рубашку, костюм, обувь, головной убор, чашку, ложку, тарелку, бритвенный прибор. Если умирала женщина - покупали юбку, кофту, платок, гребень. Человек, которому дарили купленные вещи, надевал всё новое, и его усаживали на почётное место. Согласно представлением цыган о загробном мире, подарив постороннему необходимые предметы и одежду, родственники опосредованно дают умершему возможность на «том свете» иметь всё необходимое. Данный ритуал перекликается также с существовавшими у многих народов обычаями снабжать покойного во время захоронения предметами быта.

Поминание умершего считалось долгом не только семьи, но и других родственников. Существовал ряд примет, «оповещающих» живых о том, что его плохо поминают или не выполнили тот или иной обряд. Так если покойный часто снится, родственники торопятся его помянуть - либо заказав в церкви специальную службу, либо накормив, угостив и сделав подарок случайному прохожему.
Родственники помогали друг другу не только в проведении похорон и поминок, но и в материальном отношении.
Поскольку цыгане России перешли на оседлость, у них появилась возможность регулярно, из года в год собираться на могилах предков. Традиционное уважение к старшему поколению (можно даже сказать культ предков) выразилось в том, что и десятилетия после смерти человека его поминают близкие родственники. Они собираются на кладбище в день смерти покойного, даже если для этого нужно ехать в другой город.

Кроме указанного конкретного дня, существуют различные дни поминовения, определённые народным календарём. Эти поминания связаны с религией. Особенно «популярными» у цыган днями поминовения являются так называемая Радоница (на десятый день Пасхи) и Троица (по-цыгански Русаля). В указанные дни родственники идут на могилу, берут с собой вино, пиво, еду. Когда пьют сами, льют немного на могилу. На кладбище угощают друг друга едой, переходя от одной ограды к другой, поскольку в местах компактного поселения существует много цыганских могил - соответственно, день поминовения отмечает много цыганских семей. Уходя, оставляют часть еды для умерших - на Пасху обязательно крашеные яйца. Аналогичные обряды существовали и у народов, среди которых жили цыгане - русских, молдаван, болгар, сербов, черногорцев, македонцев и других.

Согласно народным поверьям, если не поминать умерших в эти дни на их могиле, в церкви или хотя бы просто за столом, то они на «том свете» будут голодными. К таким поминкам цыгане готовятся заранее. И в наши дни, цыгане, даже, если они забыли значение некоторых обрядов, выполняют все внешние каноны беспрекословно.

 
Марина
Марина
Число: Четверг, 27-Декабря-2007, 23:49:19 | Ответ # 13
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

В России цыганки нередко выходили замуж за дворян и жили очень состоятельно. Фотография из архива К.Баурова.


Цыганская семья Мерхоленко. Дореволюционная фотография из архива А.Титова


Русские цыгане у палатки. Начало ХХ века.


Русские кочевые цыгане.


Семья сибирских цыган Решетниковых. Около 1914 года. Фотография из архива Я.Решетникова


Оседлая цыганская семья в Самаре.


Цыганка-трактористка Вера Ярылева из колхоза "Новая жизнь" под Краснодаром. 1936 год.


Русский цыган. 1970-е годы.


После указа 1956 года среднее образование стало нормой у цыган. СССР. 1 сентября 1974 года в Донецке. Фотография из архива Н. Никитина.


Кэлдэрарка в Нижнем Новгороде. Фотография М.Дмитриева.


Гадалка. 1924 год. Фото: Леонид Шокин.


В клубе. 1930-е годы.


Свадебная фотография. Середина 1950-х. Фотография из книги О.Н.Петровича.


Котлярка. Россия. 1980-е годы. Фотография из архива Е.Друца.

 
Марина
Марина
Число: Четверг, 27-Декабря-2007, 23:53:14 | Ответ # 14
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Цыганские дома. Россия.


В доме цыган-кишинёвцев. 1990-е. Фото из архива В.Чеботарёва.

Каждого, кто общался с современными российскими цыганами, удивляли их уютные дома. Речь, конечно, не идёт о бедных семьях, страдающих от нехватки самого необходимого. Как и прочие граждане нашей страны, некоторые цыгане не могут свести концы с концами. Но всё же нельзя не заметить, что значительная часть цыганской диаспоры прочно вошла в «средний класс» (и это не удивительно для народа, который всегда умел торговать и отличался своей предприимчивостью).
Так вот, по опрятности и уровню благоустройства, цыганский дом сейчас опережает жильё среднего россиянина. Контраст здесь разительный. Режиссёры и журналисты прочно вбили в общественное сознание штамп о «грязных кочевниках». Но именно цыганские дома выделяются на улицах своей ухоженностью и архитектурной гармонией. Как примирить это противоречие?

Наверное, следует вспомнить о принципе психологической компенсации. Цыгане столетиями жили по принципу «всё своё ношу с собой». В силу обстоятельств они были лишены того, что каждый русский имел с рождения. Однако, не надо думать, будто цыгане всегда были неисправимыми романтиками, получающими удовольствие от ветхой одежды и дырявых шатров. Как только появлялась такая возможность, они моментально начинали жить, взяв за образец дворянский или купеческий быт. Хоровые цыгане Москвы и Петербурга – лучший тому пример.
При Сталине тяжко пришлось всем народам. Вот и состоятельные цыганские семьи сползли в нищету, укрепив тем самым русское клише. Но едва общество стало очеловечиваться, кочевые цыгане осели и воспльзовались благами цивилизации по полной программе. В оформление интерьеров сейчас вкладывают всю душу. Квартиры и дома отличаются почти стерильной чистотой – нигде ни пылинки. В почёте: колонны, росписи, лепнина. Цыгане сейчас «добирают» то, в чём им так долго отказывала история. Одним нравятся залы в духе индийского кино, другие тяготеют к европейскому стилю. Мы понимаем, что для многих россиян эти дома и интерьеры покажутся роскошью, но всё познаётся в сравнении. Посмотрите вокруг, и вы увидите, что до современных изысков так называемых "новых русских" цыганам ещё далеко.

Дружеское предупреждение журналистам. Не надо брать снимки из этой рубрики как иллюстрации для криминальных репортажей. Конечно, трудно справиться с искушением. Ведь ход эффектный. Пишешь о наркотиках, и помещаешь рядом с текстом фотографии, намекающие на неправедное происхождение богатства. Начальство похвалит. Читатель поверит. Цыгане смолчат… Но эти времена кончаются. Уже были прецеденты правового разбирательства дел о моральном ущербе. Отсюда убедительная просьба. Цыгане дают фотографии в нашу рубрику, желая показать россиянам свой быт и переступая при этом через традиционную «закрытость» своего народа. Не надо использовать их доверие в корыстных целях.


Интерьер в доме Чеботарёвых в Быково.


Дом цыган-кишинёвцев в Подмосковье


Дом русского цыгана в Арзамасе. 2004 г.


Цыганский дворец в Румынии

Материал с сайта

 
БЕСЕДКА » -=Новости=- » Вокруг Света » Табор уходит в небо, цыгане кто они их корни? (РАННЯЯ ИСТОРИЯ ЦЫГАН (X-XV в.в.))
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |