Венчание
Церемония венчания всегда была парадной и торжественной. Для церковного обряда богатые горожане старались нанять лучший хор певчих. На церковное венчание сходились смотреть, как на красивое, величественное зрелище. Поэтому нередко на венчальную церемонию состоятельных горожан гостей приглашали специальными пригласительными билетами, чтобы ограничить наплыв посторонних лиц. Любопытная публика обычно оставалась на паперти, заслоняя вход в церковь. Родители новобрачных, по давней традиции, в церковь не ездили, а указ Петра 1 от 5 января 1724 года "по поводу принужденных браков" даже запрещал им под страхом строгого наказания присутствовать при венчании. По городской традиции, если свадьба происходила весной или осенью, путь молодым устилали цветами. В купеческих свадьбах для жениха и невесты обязательно стелили ковровую дорожку от свадебного поезда к церкви. Через паперть и всю церковь, до самого аналоя, расстилали атласную или бархатную дорожку, по которой жених вел свою невесту, на ней же они стояли во время венчания.
Обряд венчания включал целый ряд традиционных моментов: чтение священной молитвы - "Господи, Боже наш! Славою и честию венчай их", церковное песнопение, благословение общей чаши, троекратное вкушение из нее новобрачными разбавленного водой вина, возложение священного покрова и венцов на голову жениха и невесты. Затем три раза, во имя Пресвятой Троицы, новобрачных обводят вокруг аналоя "образом круга", знаменуя этим нерасторжимость и вечность брачного союза, так как круг означает вечность: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Наконец, берутся со святого престола перстни и возлагаются на руки брачующихся в знак их взаимной любви и согласия.
Таинство венчания сохранило свой торжественный и глубокий смысл. И, как и в прошлые столетия, согласно древней традиции, так и в конце XX века молодые пары, соединенные любовью и взаимным согласием, освещают свой брачный союз венчальной церемонией.
И звучит над древней и прекрасной Москвой звон венчальных колоколов.
В русской православной культуре свадебные обычаи исполнены глубокого значения. Уже само слово "невеста" означает "неузнанная, неизвестная", а "суженый" - "присужденный судом Божиим". Посему брачный венец присуждает людям Господь, и в своей дальнейшей судьбе молодожены полагались только на Его волю. Это прямо связано с Божиим установлением: сего ради оставит человек отца своего и матерь свою, и приложится ко жене своей и будет два в плоть едину (Быт. 2. 24).
Хотя многие древние обычаи остались в прошлом, а некоторые изменились до неузнаваемости, определенная преемственность просматривается. К примеру - время, назначаемое для свадеб. Как и прежде, особенно много браков заключается после Святок (после 20 января до сырной седмицы, масленицы), на Красную горку (через неделю после Пасхи), после Успенского поста, осенью. Даже люди, далекие от Православия, предпочитают не играть свадьбы во время постов. Тем же, кто намерен венчаться в храме, надо знать, что браковенчание не совершается накануне среды и пятницы (вторник, четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок (от 7 до 20 января н. ст.); в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября н. ст.) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября н. ст.).
В стародавние времена невесту своему сыну подыскивали родители. Часто случалось, что жених впервые видел ее только на свадьбе или на "рукобитье". Такой уклад, конечно, изжил себя, но некоторое подобие "рукобитья" - предварительного сговора между родителями, родными и близкими жениха и невесты - сохранилось.
Традиционно ему предшествовало сватовство, которое изначально возлагалось на старшего в семье родственника или крестных жениха. К своим обязанностям они подходили с исключительной серьезностью. Прежде обращались с молитвой к Богу, испросив благословения на выполнение своей миссии, отправлялись в дом невесты, нарядившись в праздничные одежды.
Войдя в дом, они молились на иконы, кланялись хозяевам, которым по заведенному этикету принадлежала инициатива начать разговор "о деле". Лишь после вопроса о причине их прихода сваты начинали обычно расхваливать жениха. Родители невесты должны были отговариваться тем, что девушка, мол, еще молода, да и мало собранное приданое...
Иногда разговор затягивался на несколько часов, а то и откладывался на второй-третий приезды. Ошибочно думать, что это - лишь дань соблюдению ритуала. Будущие родственники могли лучше узнать друг друга, а к браку, почитавшемуся нерасторжимым, наши предки подходили исключительно ответственно. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 9. 16). Замужняя женщина привязана законом к живому мужу. "Вступившим в брак не я повелеваю, а господь: жене не разводиться с мужем, и мужу не оставлять жены своей", - писал Апостол (1 Кор. 7. 10, 11).
Крепость данного слова и семейных уз, принимаемых на себя молодоженами, были тем прочнее, что все происходило перед лицом Господа. Ведь брак есть таинство и образ единения Христа с Его Церковью. "Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Ефес. 5.23-25).
В последние годы неизмеримо возросло число венчаний, совершаемых в церквах. Но на горестной статистике это не отразилось, количество разводов продолжает расти. Здесь нет парадокса. Спасителем замечено, что люди часто лишь устами взывают к Нему, сердца же их далеко от Него. Так поступают те, для кого браковенчание - не великое Таинство, но лишь красивый обряд. Поэтому и относятся они к нему без подобающего страха Божия, не позволяющего разводом поругать святыню.