У Марины

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 01-Декабря-2024, 21:45:47
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Малыш  
Что скрывают от чужих глаз шаманские святилища Хубсугула?
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 28-Октября-2007, 13:56:13 | Ответ # 1
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Откройте географический атлас на странице с подробной картой Монголии. Потратив несколько минут, вы наверняка отыщете отдаленную Дархадскую котловину, на дне которой словно приклеилось голубое пятнышко - озеро Хубсугул. Историки утверждают, что именно здесь в древности располагался один из крупнейших духовных центров шаманизма. Влияние "хубсугульской обители" было весьма велико - это был своего рода "шаманский Ватикан". Правда, все это были "кардиналы в изгнании": в эпоху Чингисхана на берегах Хубсугула находили прибежище служители культа, которых беспощадно преследовали. В местных преданиях сохранились имена около шестисот великих магов, в разное время проживавших в сакральном анклаве. Монгольский ученый Далай в монографии "Краткая история монгольского шаманизма" писал: "До недавнего времени в нашей стране, в дархадских землях практиковалась мумификация умерших шаманов и шаманок и последующее хранение мумий..." Есть все основания полагать, что различные обряды, связанные со смертью, в том числе и мумификация, свято соблюдаются эдесь и в наши дни. Основания для таких умозаключений лежат на поверхности: древние поверья в Монголии сильны и сейчас. Существовал ли "шаманский Ватикан" в действительности? Ответ на вопрос могут дать только "вещдоки": мумифицированные тела членов "хубсугульской общины". На их поиски отправился корреспондент "Итогов".

Душа не на месте

Места, где боги и духи проявляют себя, всегда выделялись особо, как некое сакральное пространство. Именно таким пространством, вероятно, и был некогда объявлен Хубсугул. Это место - одно из красивейших на земле: дикое и суровое очарование озера, высокие скалы, окружающие его, величественная глухая тайга поражают путешественника. Шаманы считают, что тут располагается место, где происходит диалог между мирами - Вечно Синим Небом (Хухэ Мунхэ Тэнгри) и Землей (Этуген).

Сегодня добраться сюда крайне сложно. Если ехать из Иркутска, придется преодолеть 320 километров, вместе с переходом через границу весь путь займет около семи часов. Из Улан-Батора путешествие подлиннее: полтора-два дня по гравийным дорогам.

Такие пространства, как Хубсугул, имеют собственные символы, и потому святилище мы увидели сразу. Перед нами вдруг возникли обо - домики духов, специальные жертвенные столбы - сэргэ и деревья, к ветвям которых привязаны ленты - залаа. Сюда приезжали, да, впрочем, и продолжают приезжать для проведения священных обрядов.

Местные жители, с которыми приходилось общаться по ходу поездки на Хубсугул, уверяли: если после смерти шамана не соблюсти определенного ритуала, дух умершего будет мстить людям. Поэтому обряды предпочитают соблюдать из поколения в поколение, как говорится, на всякий случай.

Итак, в момент смерти шамана обряд предписывает рассечь его бубен крест-накрест, сложить в него все прочие культовые предметы, принадлежавшие усопшему, и спрятать его в укромном месте. Самого же умершего якобы подвергали мумификации. Несоблюдение ритуала равносильно тому, как если бы шамана закопали заживо. По прошествии трех лет совершается еще один обряд - вознесения на небо. Для этого вещи и тело покойного переносят на возвышенное место и сжигают - считается, что с дымом душа улетает на небо. Согласно местным верованиям, душа каждого человека прячется между первым и вторым шейными позвонками, и только после их разделения возносится в мир иной. Поэтому для монголов особенно важно через три года определить состояние позвонков. Если они распадаются, можно проводить обряд сжигания. Ссыхаются вместе и не отделяются друг от друга - значит, душа покойного вернулась в мир живых и прячется среди его детей. В таком случае обряд вознесения проводить нельзя, поскольку можно причинить вред отпрыскам. Наши проводники рассказали, что в некоторых случаях сросшиеся позвонки просто-напросто перерубали, но чаще все же поступали по-другому - мумию надежно прятали вдали от чужих глаз. Оставались несожженными и вещи шамана. Их перепрятывали. Так на берегах Хубсугула и возникли, как гласит легенда, тайные святилища, в которые практически не пускали чужаков.

По египетской технологии

Если тела шаманов мумифицировали, то каким образом? Египтяне оставили потомкам тысячи забальзамированных тел. В те далекие времена люди верили, что, если сохранить тело, дух умершего сможет обмануть смерть и будет жив до той поры, пока мумия нетленна. Для этого в течение тысячелетий египтяне совершенствовали практику бальзамирования, в процессе которой из тела покойника извлекали внутренности, брюшную полость обрабатывали солью и заполняли высушенными ароматическими травами, затем туго обертывали тело тканью, пропитанной специальными эссенциями, жирами, маслами, воском, смолами, битумами.

Судя по всему, похожую технологию использовали и тут. Подтверждение существования хубсугульских мумий было получено совсем недавно - в 2004 году. Участники совместной монголо-российско-американской археологической экспедиции обошли Хубсугул по побережью и предварительно определили двадцать четыре места, где могли находиться стойбища древних людей. На некоторых из стоянок нашли домашнюю утварь и оружие. Но самое интересное - во время исследования некрополя Шарилийн Цагаан Чулуу было найдено несколько тел, мумифицированных с помощью каменной соли. И это, пожалуй, единственная находка, подтверждающая факт бальзамирования шаманов.

В местных преданиях рассказывается о пещерах, где хранятся тела сотен умерших магов. Но обнаружить их пока не удается. Зато находят другие необычные артефакты. Местные охотники рассказали о том, что в глухой тайге им встречаются шаманские бубны. Их можно увидеть подвешенными на лиственницах. Порой они хранятся в специальных домиках из жердей, поднятых над поверхностью земли на высоту около полуметра. О существовании таких схронов, в частности, поведал местный житель по имени Бат, проживающий в устье реки Их-Хоро-Гол. По его словам, в прошлом году на горе Тураг нашли хорошо сохранившиеся металлические трубчатые подвески с шаманского костюма, нож, комплекты подвесок в виде наконечников копий, кольца с тонкими лезвиями. По традиции эти вещи оставляют в нескольких десятках метров от захоронения. Возможно, и мумия до сих пор находится где-то рядом. Но монголы, как правило, к подобным схронам сами не приближаются и другим не советуют. Говорят, не прощает Вечно Синее Небо чересчур любознательных.

 
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 28-Октября-2007, 13:57:55 | Ответ # 2
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Настоящая сокровищница

Кто-то считает рассказы о шаманском некрополе слухами, но в то, что мумии действительно где-то умышленно укрываются, невольно поверишь после посещения пещеры Даян Дээрхе. И вот почему. Пещера эта является не только самой крупной в окрестностях Хубсугула, но и едва ли не одной из наиболее почитаемых и строго охраняемых от посторонних глаз. Дело в том, что она считается последним прибежищем грозного шаманского духа. И потому человеку пришлому этот культовый объект просто так не покажут, сколько ни проси. Нужны веские основания. Они были - официальный, подписанный властями документ, подтверждающий, что мы являемся участниками международного проекта "Монголия в каменном веке". Не скрою, когда нам согласились показать пещеру, была тайная надежда, что именно в этом столь почитаемом месте нас ждет сенсация - хранилище легендарных мумий шаманов или некие древние атрибуты магической власти, указывающие на то, что "шаманский центр Вселенной" находился именно в этом месте. Но обо всем по порядку.

Пещера находится на высоте около 1400 метров над уровнем моря. Понятное дело, что на машине подъезда к ней нет. Последние 10-15 километров по предгорью преодолеваем на лошадях. Места здесь болотистые, поросшие кустарником. Без хорошего проводника добраться до пещеры абсолютно нереально, не поручусь, что повторно смог бы ее найти. С тропы вход в укрытие совершенно не просматривается.

Наконец благодаря нашему сопровождающему оказываемся у заветной цели. Она сразу же поражает воображение. Увидеть такое, честно говоря, не ожидали. Перед нами словно открылся подземный дворец, абсолютно непохожий на те тесноватые скальные пещерки, которые мы могли видеть раньше. Это целое двухэтажное сооружение. Внутри много залов и коридоров-ответвлений. Величина помещений колеблется от 7 до 10 метров в диаметре, главный коридор имеет длину 32,5 метра. Подземная полость изобилует живописными сталактитами и сталагмитами.

Центральную часть пещеры занимает жертвенный столик, за ним на постаменте стоит деревянная фигура всадника с пучком стрел за спиной и собранными на макушке волосами, закрепленными заколкой. Монголы не знают возраст этой скульптуры, уверяя, что она находится здесь уже несколько поколений. Как и в прошлые времена, на жертвенном столике перед фигурой разложены приношения. В общем и целом ничего страшного и жуткого. Даже как-то уютно. От входа проникает слабый свет, и тем не менее в полумраке таинственная фигура всадника кажется очень древней и могущественной. К узкому входу в потолке на второй этаж пещеры ведет грубая деревянная лестница. Мы поднялись по ней и оказались в аккуратном зале. На нас из глубины смотрело каменное божество. Имя его, как поведали проводники, Даян Дээрхе. Как?! Это тот самый знаменитый горный дух, считающийся патроном шаманских инициаций? Сопровождающие с пиететом закивали головами. Мы не могли поверить своим глазам. Считалось, что этот каменный болван безвозвратно утерян...

По одной легенде Даян Дээрхе похитил жену Чингисхана, по другой - его дочь во время свадьбы с Хентей-ханом. Настигнутый погоней, он превратился в каменный столб, спасшись таким образом от сабельного удара. Возле каменной фигуры всегда проходили шаманские посвящения, а впоследствии с распространением в этой местности ламаизма идол был адаптирован, обращен в буддизм. Ходили рассказы, что в начале ХХ века на реке Ур-Гол - это примерно 50 километров на север от пещеры - располагался процветающий монастырь, а возле него стояло обернутое в шелковую материю каменное изваяние в человеческий рост, в верхней части которого была трещина от удара острым предметом. Это было изваяние Даян Дээрхе. В 1929 году монастырь закрыли, он постепенно разрушился, а изваяние вывернули из земли и увезли в неизвестном направлении. И вот сейчас мы открыли место его нынешнего пребывания! Это была несомненная исследовательская удача. А вдруг фортуна преподнесет нам еще один сюрприз? Аккуратно обходя залы пещеры, мы с замиранием сердца ожидали вот-вот увидеть мумии шаманов, но явно не были готовы к тому, чтобы по-настоящему уйти в глубь пещеры. Какова протяженность ее ходов, не известно никому. И потому вполне возможно, что экспедиция остановилась в полушаге от сенсации...

Когда мы покидали тайное место, монголы обмолвились еще об одной любопытной детали. Согласно поверьям, дети Даян Дээрхе обитают в расположенной поблизости пещере, в которую, как нам сказали, уж точно никто не пойдет ни за какие деньги, поскольку считается, что вошедший туда теряет рассудок. Что скрывается за этим табу? Простое суеверие или хитрость, направленная против чужаков?

Ближе к концу экспедиции, честно говоря, возникали мысли, что все сказки о неких кладах в тайге рассказываются специально для того, чтобы отвести праздно любопытствующих от настоящих священных тайн и уберечь покой умерших шаманов. А в том, что мумии явят себя миру, можно не сомневаться. Ведь говорят же - мумии возвращаются...
www.shaman.net.ua

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |