Откройте географический атлас на странице с подробной картой Монголии. Потратив несколько минут, вы наверняка отыщете отдаленную Дархадскую котловину, на дне которой словно приклеилось голубое пятнышко - озеро Хубсугул. Историки утверждают, что именно здесь в древности располагался один из крупнейших духовных центров шаманизма. Влияние "хубсугульской обители" было весьма велико - это был своего рода "шаманский Ватикан". Правда, все это были "кардиналы в изгнании": в эпоху Чингисхана на берегах Хубсугула находили прибежище служители культа, которых беспощадно преследовали. В местных преданиях сохранились имена около шестисот великих магов, в разное время проживавших в сакральном анклаве. Монгольский ученый Далай в монографии "Краткая история монгольского шаманизма" писал: "До недавнего времени в нашей стране, в дархадских землях практиковалась мумификация умерших шаманов и шаманок и последующее хранение мумий..." Есть все основания полагать, что различные обряды, связанные со смертью, в том числе и мумификация, свято соблюдаются эдесь и в наши дни. Основания для таких умозаключений лежат на поверхности: древние поверья в Монголии сильны и сейчас. Существовал ли "шаманский Ватикан" в действительности? Ответ на вопрос могут дать только "вещдоки": мумифицированные тела членов "хубсугульской общины". На их поиски отправился корреспондент "Итогов".
Душа не на месте
Места, где боги и духи проявляют себя, всегда выделялись особо, как некое сакральное пространство. Именно таким пространством, вероятно, и был некогда объявлен Хубсугул. Это место - одно из красивейших на земле: дикое и суровое очарование озера, высокие скалы, окружающие его, величественная глухая тайга поражают путешественника. Шаманы считают, что тут располагается место, где происходит диалог между мирами - Вечно Синим Небом (Хухэ Мунхэ Тэнгри) и Землей (Этуген).
Сегодня добраться сюда крайне сложно. Если ехать из Иркутска, придется преодолеть 320 километров, вместе с переходом через границу весь путь займет около семи часов. Из Улан-Батора путешествие подлиннее: полтора-два дня по гравийным дорогам.
Такие пространства, как Хубсугул, имеют собственные символы, и потому святилище мы увидели сразу. Перед нами вдруг возникли обо - домики духов, специальные жертвенные столбы - сэргэ и деревья, к ветвям которых привязаны ленты - залаа. Сюда приезжали, да, впрочем, и продолжают приезжать для проведения священных обрядов.
Местные жители, с которыми приходилось общаться по ходу поездки на Хубсугул, уверяли: если после смерти шамана не соблюсти определенного ритуала, дух умершего будет мстить людям. Поэтому обряды предпочитают соблюдать из поколения в поколение, как говорится, на всякий случай.
Итак, в момент смерти шамана обряд предписывает рассечь его бубен крест-накрест, сложить в него все прочие культовые предметы, принадлежавшие усопшему, и спрятать его в укромном месте. Самого же умершего якобы подвергали мумификации. Несоблюдение ритуала равносильно тому, как если бы шамана закопали заживо. По прошествии трех лет совершается еще один обряд - вознесения на небо. Для этого вещи и тело покойного переносят на возвышенное место и сжигают - считается, что с дымом душа улетает на небо. Согласно местным верованиям, душа каждого человека прячется между первым и вторым шейными позвонками, и только после их разделения возносится в мир иной. Поэтому для монголов особенно важно через три года определить состояние позвонков. Если они распадаются, можно проводить обряд сжигания. Ссыхаются вместе и не отделяются друг от друга - значит, душа покойного вернулась в мир живых и прячется среди его детей. В таком случае обряд вознесения проводить нельзя, поскольку можно причинить вред отпрыскам. Наши проводники рассказали, что в некоторых случаях сросшиеся позвонки просто-напросто перерубали, но чаще все же поступали по-другому - мумию надежно прятали вдали от чужих глаз. Оставались несожженными и вещи шамана. Их перепрятывали. Так на берегах Хубсугула и возникли, как гласит легенда, тайные святилища, в которые практически не пускали чужаков.
По египетской технологии
Если тела шаманов мумифицировали, то каким образом? Египтяне оставили потомкам тысячи забальзамированных тел. В те далекие времена люди верили, что, если сохранить тело, дух умершего сможет обмануть смерть и будет жив до той поры, пока мумия нетленна. Для этого в течение тысячелетий египтяне совершенствовали практику бальзамирования, в процессе которой из тела покойника извлекали внутренности, брюшную полость обрабатывали солью и заполняли высушенными ароматическими травами, затем туго обертывали тело тканью, пропитанной специальными эссенциями, жирами, маслами, воском, смолами, битумами.
Судя по всему, похожую технологию использовали и тут. Подтверждение существования хубсугульских мумий было получено совсем недавно - в 2004 году. Участники совместной монголо-российско-американской археологической экспедиции обошли Хубсугул по побережью и предварительно определили двадцать четыре места, где могли находиться стойбища древних людей. На некоторых из стоянок нашли домашнюю утварь и оружие. Но самое интересное - во время исследования некрополя Шарилийн Цагаан Чулуу было найдено несколько тел, мумифицированных с помощью каменной соли. И это, пожалуй, единственная находка, подтверждающая факт бальзамирования шаманов.
В местных преданиях рассказывается о пещерах, где хранятся тела сотен умерших магов. Но обнаружить их пока не удается. Зато находят другие необычные артефакты. Местные охотники рассказали о том, что в глухой тайге им встречаются шаманские бубны. Их можно увидеть подвешенными на лиственницах. Порой они хранятся в специальных домиках из жердей, поднятых над поверхностью земли на высоту около полуметра. О существовании таких схронов, в частности, поведал местный житель по имени Бат, проживающий в устье реки Их-Хоро-Гол. По его словам, в прошлом году на горе Тураг нашли хорошо сохранившиеся металлические трубчатые подвески с шаманского костюма, нож, комплекты подвесок в виде наконечников копий, кольца с тонкими лезвиями. По традиции эти вещи оставляют в нескольких десятках метров от захоронения. Возможно, и мумия до сих пор находится где-то рядом. Но монголы, как правило, к подобным схронам сами не приближаются и другим не советуют. Говорят, не прощает Вечно Синее Небо чересчур любознательных.