Вычитала интересную статю " Хотелось бы узнать мнение церкви о контрацептивах. Можно пользоваться или нет? Слышала мнение, что если их используешь - проявляешь свою волю, т.е. против воли Бога. Неужели спать с мужем можно только для зачатия ребенка? Так муж налево побежит вскоре. Да и противопоказания для беременности существуют, у меня например. Что же теперь ни-ни.........? "
Мнение церкови о контрацепции :
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на "недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке", а также напомнил пастырям о необходимости "соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни".
ИЗ ОТВЕТОВ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ В ПРОГРАММЕ "АРХИПАСТЫРЬ"
- Звонок в студию: «В социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том, что людям запрещено использовать противозачаточные средства абортивного действия. В то же время, в ней ничего не говорится о других подобных средствах, в том числе предохранительных. Оставлен ли этот вопрос на усмотрение священника, исходя из конкретных обстоятельств дела, или подобная позиция «умолчания» является общей концепцией Русской Церкви в этом вопросе?»
- Общая позиция нашей Церкви состоит в том, чтобы не пользоваться абсолютно никакими противозачаточными средствами. Использование таких средств не приветствуется Церковью, не благословляется. Более того, в социальной концепции Русской Православной Церкви использование противозачаточных средств совершенно прямо и однозначно называется греховным. Ни один священник не имеет права дать человеку послабление в этом отношении. Священник не может благословлять человека на грех.
Совсем недавно состоялось общеепархиальное собрание, на котором этот вопрос поднимался. И мы очень четко напомнили молодым священникам, которые в силу своей неопытности недостаточно хорошо разбираются в этой проблеме, о том, что благословлять человека на использование противозачаточных средств они не имеют права.