Вчера вечером в Ставрополе произошли антикавказские погромы и столкновения с милицией. В беспорядки вылился митинг, проведенный после похорон студентов Дмитрия Блохина и Павла Чадина, убитых в минувшее воскресенье на девятый день после массовой русско-кавказской драки.
Студента Дмитрия Блохина похоронили на кладбище в Северо-Западном районе Ставрополя. Именно в этом районе 24 мая произошла массовая драка, в ходе которой был убит чеченский студент
Похоронам и массовому выступлению ставропольчан предшествовал автопробег протеста. Колонна из двух десятков автомобилей проехала по городу и остановилась у здания краевого ГУВД. "Это были не скинхеды или члены организаций, входящих в Союз славянских общин, а простые горожане",– объяснил исполняющий обязанности начальника милиции общественной безопасности ГУВД Ставропольского края Виктор Янин. По его словам, молодые люди устали от слухов о межнациональных драках и убийствах и просто хотели показать, что передвигаться по городу безопасно. Милиционеры вначале решили, что в колонне едут погромщики, а когда остановили ее и во всем разобрались, все-таки сопроводили автомобилистов к зданию краевой милиции. Там, по словам господина Янина, молодые люди "решили вступить в добровольную народную дружину". На замечание журналистов о том, что участники автопробега выкрикивали националистические лозунги, Виктор Янин сказал, что слова "Слава России!" националистического характера не имеют. Впрочем, в других городах, например, в Москве, именно за эту фразу в обвинение добавляют статью, карающую за разжигание межнациональной вражды.
Дмитрия Блохина (Павла Чадина похоронили в городе Благодарном) проводили в последний путь в Северо-Западном районе, где находится самое большое ставропольское кладбище. Именно в этом районе 24 мая произошла массовая драка, в ходе которой был убит чеченский студент. Как считают друзья погибших русских студентов, их убили, чтобы отомстить славянам за убийство чеченца в той драке. В следственную версию ограбления никто из собравшихся не верил, тем более что Дмитрий Блохин активно занимался метанием диска и каратэ и смог бы за себя постоять, если бы ему с приятелем пришлось иметь дело с обычными грабителями. После похорон все обсуждали, идти или нет на митинг, который был назначен на семь часов вечера. Руководитель Союза славянских общин Ставрополья Владимир Нестеров заявил, что его организация не будет принимать в нем участие. "Я не знаю, кто раздавал листовки с призывами идти на этот митинг,– сказал он Ъ.– Мы попросили членов организации, чтобы они на митинг не ходили. Мы со всеми диаспорами, которые представлены на Ставрополье, собирались и подписали совместное обращение к молодежи. В нем мы призываем не поддаваться на провокации тех сил, которые хотят столкнуть национальные диаспоры лбами".
Митинг тем не менее состоялся. К 19 часам на площади Ленина возле администрации Ставропольского края собралась почти тысяча человек. Было много подростков 14-16 лет. Однако среди них выделялись и группы вполне зрелых мужчин, и целые семьи, которые пришли на площадь вместе с детьми. Молодые люди дружно скандировали: "Слава России!", "Русские, вперед!", "Чемодан, вокзал, Чечня" и "Свой самосуд". В толпе среди кричащих стояли мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин и исполняющий обязанности вице-губернатора края Анатолий Воропаев. Они по очереди пытались уговаривать пришедших на митинг "собрать уважаемых людей" и отправить их на беседу в здание администрации. Вскоре выяснилось, что одна группа уже ушла на переговоры к губернатору Александру Черногорову. Однако толпа не унималась. Чиновников постоянно перебивали выкриками, подростки хором кричали, что не уйдут с площади, и требовали, чтобы к ним вышел сам губернатор.
Так и не дождавшись его, толпа разделилась. "Пошли туда, где нет ментов",– сказал кто-то. Группа примерно из 200-300 человек, многие из которых тут же закрыли лица красными платками, выкрикивая антикавказские лозунги, направилась по улице Ленина к гостинице "Турист", в которой проживает много ингушей и чеченцев. По пути некстати оказался игровой клуб. Кто-то крикнул, что им владеют горцы, и в магазине побили стекла. На подступах к "Туристу" толпу встретил ОМОН и патрульные экипажи, созванные по тревоге со всего города. Омоновцы начали теснить толпу, им ответили приемами из рукопашного боя, завязались локальные стычки. Перевес был на стороне сил правопорядка, поэтому погромщиков быстро разогнали. Десятки человек были задержаны – ими буквально набили несколько автобусов, на которых приехал ОМОН. Милиция на этот раз действовала гораздо решительнее, чем в прошлом году в Кондопоге. Там антикавказские погромы, напомним, так же начались с похорон двух жертв резни, устроенной кавказцами.
АЛЕКСАНДРА Ъ-ЛАРИНЦЕВА, Ставрополь