Галина Джугашвили гордилась родством с «вождем народов»
На 70-м году жизни скончалась внучка Сталина, Галина Джугашвили. Галина — родная дочь старшего сына Сталина, Якова Джугашвили. Галина Яковлевна родилась в Москве, окончила филологический факультет МГУ.
28 августа стало известно, что на 70-м году жизни скончалась внучка Сталина, Галина Джугашвили.
Она умерла в Главном военном клиническом госпитале им. Бурденко 27 августа в 17.30. Медики долгое время боролись за жизнь Галины Яковлевны. В течение нескольких лет ей пришлось пережить целую серию операций.
По словам родственницы усопшей, Тины Эгнаташвили, сейчас решается вопрос о том, где будет погребен прах внучки вождя. Скорее всего, ее последним пристанищем станет Троекуровское кладбище. Ожидается, что траурная церемония прощания и процесс кремации состоится в четверг, 30 августа.
Галина — родная дочь старшего сына Сталина, Якова Джугашвили. Ее мать — артистка балета одесситка Юлия Мельцер, скончавшаяся в 1967 году.
Галина Яковлевна родилась в Москве, окончила филологический факультет МГУ, защитила кандидатскую диссертацию, великолепно знала французский язык и долгое время работала в Институте мировой литературы.
Она автор трех художественных книг, член Союза писателей России.
Ее воспоминания вышли под названием «Внучка вождя: дед, отец, Ма и другие».
Последний раз она видела своего отца, когда ей было три года, перед тем, как он ушел на войну. После известия о пленении немцами Якова Галина лишилась и матери — Юлия Джугашвили была арестована. Этим Сталин еще раз дал понять, что сын и его семья ничем не отличаются от других. Мать Галины провела в тюрьме полтора года — сначала в Москве, потом в Энгельсе, — и вышла оттуда совершенно седая.
Муж Галины Джугашвили — ученый-математик из Алжира, эксперт ООН по чрезвычайным ситуациям.
Сама она рассказывала: «Мы с Хосином женаты 37 лет, из них 7 лет добивались регистрации брака. Мой муж родом из Алжира… Естественно, мне хотелось побывать на его родине. С моей фамилией это было невозможно. Удалось через знакомых передать письмо лично в руки Юрию Андропову. Тогда всем ведал КГБ. Шеф Лубянки отреагировал быстро, сказав: „Мои орлы разберутся“. Андроповские „орлы“ дали указание в загс зарегистрировать наш брак, но при одном условии: что Галина Джугашвили и ее сын никогда не покинут СССР».
Первый раз Галина Джугашвили смогла выехать к мужу только во время постперестроечной оттепели, когда россиянам было дозволено выезжать за границу.
До этого они виделись очень мало. Галина Яковлевна вспоминала: «Мы и с мужем-то по-человечески стали жить только спустя почти 20 лет после заключения брака. По завершении учебы в аспирантуре его как молодого ученого затребовало „под свои знамена“ родное государство, и он уехал туда. А приезжал к нам лишь летом во время отпуска, и — совсем ненадолго зимой. И всегда приходилось что-то выдумывать, потому что свой лимит — один въезд в нашу страну в год — он всегда выбирал в летнее время. Сейчас, слава богу, все позади».
Еще одной причиной оставаться в СССР была болезнь сына Галины Яковлевны, инвалида детства: «Практически половину его жизни я занималась лечением, которое могла получить только здесь».
Галина Яковлевна намеренно не меняла фамилию: «Это было бы предательством по отношению к деду и родителям. Сталин — мой единственный дедушка. Другого, с маминой стороны, я не видела, он умер раньше, чем я родилась. Сталин — мой дед, во мне течет его кровь. Как же мне его не любить?»
В последнее время имя старшего сына Сталина оказалось в центре дискуссии историографов и экспертов, часть из которых уверена в том, что эпизод с его пленением немцами — не что иное, как мистификация абвера с целью подорвать психологическую устойчивость советского вождя. Такого мнения, в частности, придерживается доктор исторических наук Сергей Девятов, впервые озвучивший эту версию на состоявшемся в апреле «круглом столе», посвященном рассекречиванию материалов из архивов ФСБ России.
Сама Галина Яковлевна последние пять лет своей жизни почти полностью посвятила отстаиванию именно этой версии, идущей вразрез с прежним мнением официальной историографии о том, что командовавший артиллерийской батареей старший лейтенант Джугашвили был взят в плен в июле 1941 года под Витебском и находился в лагерях до 1943 года.
Галина Джугашвили утверждала, что все 10 снимков, обнародованных немцами в подтверждение пленения Якова, «изготовлены путем фотомонтажа, с применением обильной ретуши и приема „зеркального отражения“». Вся эта история — «широкомасштабная провокация, затеянная немцами, которые, конечно, прежде всего пытались нанести удар по деду», — утверждала Галина Яковлевна. По её версии, старший сын Сталина погиб в бою в середине июля 1941-го.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников