Одно из главных предназначений искусства – отражать важные вехи времени. Ювелирное искусство не является исключением. Ювелирные украшения неизбежно несут на себе отпечаток эпохи, ее страстей и желаний, надежд и разочарований, побед и поражений. О ювелирном деле написаны сотни захватывающих томов, но это вовсе не означает, что все его волшебные тайны постигнуты, а все секреты ювелирного мастерства раскрыты.
У ученых нет единого мнения относительно того, сколько лет ювелирному искусству. Возраст самых древних ювелирных творений исчисляется пятью-семью тысячами лет. Однако энциклопедия «Британника» предпочитает не заходить так далеко, утверждая, что отсчет ювелирного времени начался в третьем тысячелетии до новой эры. Именно к этому периоду времени относят первые драгоценные находки.
Особенно впечатляющим археолого-ювелирным открытием стали сокровища, обнаруженные в гробнице знаменитого египетского юноши Тутанхамона, фараона из XVIII династии. Его навеки прославили не замечательные дела, а несметные богатства, которые отправились за ним в могилу. И сегодня сокровища Тутанхамона остаются самой грандиозной коллекцией ювелирных украшений в мире. Полюбоваться диадемами, ожерельями, амулетами, подвесками, браслетами, кольцами, серьгами высочайшего качества и великолепной отделки можно, посетив Египетский музей в Каире.
Древние украшения Греции и Италии воплотили в себе греческие и ассирийские ювелирные тенденции. На произведениях греческих и итальянских ювелиров порхали голуби и купидоны, разворачивались знаменитые мифологические сцены.
В эпоху Средневековья ювелирные изделия производились в основном в императорских и церковных мастерских. Однако к XIII веку в европейских столицах стали создаваться независимые гильдии золотых дел мастеров. Но ювелирные украшения уже тогда становились прерогативой высших слоев общества.
Украшения эпохи Возрождения отличались богатством цвета, изысканностью дизайна и высоким мастерством исполнения. Особенной популярностью в те времена пользовались броши и подвески с миниатюрными портретами.
В XVII веке люди стали меньше себя украшать. Людовик XIV был последним монархом, буквально осыпавшим себя драгоценностями. Количество ювелирных изделий уменьшилось, зато качественно повысилось мастерство ювелиров. Особенно хороши были женские украшения того времени, восхищавшие взгляды и очаровывающие сердца богатством форм, рисунка и изяществом исполнения.
XIX век, век промышленной революции, отмечен возникновением новых технологий в ювелирном деле и появлением крупных ювелирных фирм: «Фаберже» в России, «Тиффани» в США, «Картье» во Франции и других. Оставаясь искусством, ювелирное дело постепенно превращалось в индустрию…