У Марины

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 18-Октября-2019, 12:39:10
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Малыш  
БЕСЕДКА » -=АЙ, БОЛИТ!=- » Ароматерапия или Мир ароматов » Запах (Что такое запах для человека?)
Запах
Домовой
Василий
Число: Суббота, 07-Ноября-2009, 11:34:27 | Ответ # 1
Душа форума
 Домовёнок Админчик
Сообщений: 3305
Награды: 17 +
Репутация: 13
Замечания: 0%
 Страна: Российская Федерация
Город: Москва
 Я Offline
С нами: 02-Апреля-2007
 
Год назад я готовил эту работу для зачёта в университете.
Предлагаю её вашему вниманию.

«Есть очертания, звуки, запахи до того ласкающие, что человек покоряется им совершенно машинально, не зависимо от сознания. Он не анализирует ни ощущений своих, ни явлений, породивших эти ощущения, и просто живет, как очарованный, чувствуя, как в его организме льется отрада»
М.Салтыков – Щедрин

Запахи - это самый древний способ воздействия на глубинные человеческие инстинкты. Исследуя окружающий нас мир, мы находим, что все - от пыли до человека - имеет свой запах.

Из произведений древнеиндийской философии часто цитируют такие строки: “Аромат цветка путешествует с ветром, но запах святого человека путешествует против ветра”. Ранние христианские историки наделяли различных святых особыми запахами. Святая Катерина пахла фиалками, Святая Тереза – жасмином, Святая Людвина – корицей, а Святой Франциск Ассизский – лимоном. Многие из тибетских монахов определяют намерения человека и его привычки по тому, как он пахнет. Врачи древности ставили диагноз болезни по определенному запаху.
Из жизненного опыта известно, сколь велика роль запахов в процессе воздействия на человека. Подчас едва уловимые, не всегда осознаваемые, они могут вызвать определенные ассоциации, воскресить воспоминания, сигнализировать о чем-то очень важном. Трудно найти литературное произведение, в котором автор не пользовался бы непосредственным чувственным опытом читателей в области восприятия запахов для создания образа героя или раскрытия смысла той или иной ситуации для героев. И если автор пишет о запахе плесени и тления, солнца и моря, кофе, свежеиспеченного хлеба и парного молока, переспелых фруктов, снеге, который пахнет арбузом и т.п., у читателей возникают вполне определенные эмоционально окрашенные образы.

Использование различных ароматов для создания определенного образа, настроения использовалось с древнейших времен. Воскурение ароматических веществ во время религиозных ритуалов, мистерий позволяло их участникам не только создать требуемый эмоциональный фон, но, как оказывается, облегчало им вхождение в измененные состояния сознания. Запахи могут вызывать ощущение покоя или способствовать созданию бодрого настроения, что и в настоящее время используется в ароматерапии для повышения комфортности рабочего и жилого помещений.

Существует такое утверждение: все чувства, которые мы питаем к себе подобным, все эмоциональное восприятие мира основано на запахах. Мы не властны над своими симпатиями и антипатиями потому, что не обращаем должного внимания на эти тайные сигналы нашему второму "я". Какую информацию человек извлекает из запахов? Возможно ли это в принципе, при нашем-то притупленном цивилизацией обонянии? Если это происходит, то почему мы как бы вовсе не отдаем себе в этом отчета?

Все знают, как трудно бывает припомнить запах или описать его словами. Собственно, подходящих слов в нашем языке и нет. Свежий, резкий, сладкий, терпкий - самые общие, малозначащие термины. (Даже применимы они не только к запаху, но также к осязанию и вкусу.) Недаром поэты и писатели предпочитают называть запах по его источнику: пахнет елкой, мандарином, дымом... А ведь наш язык вовсе не так беспомощен, если речь идет, например, о зрении: мы не говорим "цвет ясного неба" или "цвет травы", а уверенно называем цвет синим или зеленым. Что же помешало человеку придумать такие же точные названия для запахов?
Причина - в устройстве нашего организма, в анатомии центральной нервной системы. Обонятельные луковицы теснее связаны с гипоталамусом и лимбической системой, чем зрение и слух, и гораздо слабее - с корой полушарий. Если сказать по-другому, запахи прочно связаны с эмоциями и слабо - с логическим мышлением, речью. Отсюда мучительное противоречие: знаешь, что любишь этот запах или терпеть его не можешь, узнаешь его среди других, а объяснить, какой он, - не получается.

Бессмысленно бороться с собственной анатомией и изобретать специальное слово для запаха нарциссов. Но можно попытаться понять, какими преимуществами обладает наш аппарат восприятия запахов - такой, какой он есть. Это удалось человеку, который был писателем, поэтом и естествоиспытателем. "И духи у нее были недорогие, сладкие, назывались "Тагор". Этот запах, смешанный со свежестью осеннего парка, Ганин теперь старался опять уловить, но, как известно, память воскрешает все, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним". (В.Hабоков. "Машенька").

Блестящая формула. Запах духов - единственное "слепое пятно" в зримом и осязаемом образе девушки, и так должно быть, потому что запах - не часть картины, зашифрованной в памяти, а ключ к ней. Это уже не поэзия, а физиология. "Flashbulb memory", "память обонятельных луковиц" - так называют способность запаха мгновенно оживлять воспоминания. Запах служит клавишей экстренного вызова, извлекающей на свет некую сцену из прошлого со всеми давно позабытыми малозначительными подробностями, мыслями и чувствами.



Как упоительны в России вечера,
Как отвратительно в России по утрам))))
 
Домовой
Василий
Число: Суббота, 07-Ноября-2009, 11:34:54 | Ответ # 2
Душа форума
 Домовёнок Админчик
Сообщений: 3305
Награды: 17 +
Репутация: 13
Замечания: 0%
 Страна: Российская Федерация
Город: Москва
 Я Offline
С нами: 02-Апреля-2007
 
Один запах или звук способны пробудить в нашей памяти целые сцены из прошлого. Британская группа нейрологов нашла этому объяснение. По их словам, ключом к этому процессу является то, что воспоминания, связанные с тем или иным событием, разбросаны по разным чувственным центрам мозга, но соединяются в определенном порядке гиппокампусом.
Если одно из ощущений пробуждает воспоминание, задействуются и другие связанные воспоминания. Это объясняет, почему любимая музыка или знакомый запах духов способны вызывать подробные картины из казалось бы забытого прошлого, утверждает Джей Готтфрид из University College.

Яркие, насыщенные эмоциями воспоминания вызывают запахи знакомых мест. (Наполеон на острове Святой Елены писал: "С закрытыми глазами я узнал бы мою Корсику по запаху".) Можно вспомнить и другие ситуации, менее поэтические, но тоже важные для человека. Запах эфира в приемной зубного врача вызывает у пациентов чувство тревоги, учащенное сердцебиение - иначе говоря, повышается содержание адреналина в крови. Бормашины еще не видно и не слышно, но организм уже готов к стрессу.

Очевидно, что "обонятельная память" может быть весьма полезна в борьбе за существование. Вместо длительного анализа известных данных, логических сопоставлений и моделирования дальнейшего хода событий - мгновенное восстановление позабытого опыта, которое из-за своей внезапности и спонтанности кажется чудом. Не случайно о запахах пишут поэты, и не случайно слово "вдохновение" в нескольких языках происходит от "вдоха" (inspiration), а художественную прозорливость называют "чутьем". Знание, приходящее как бы из ниоткуда...
Пока поэты и философы спорили, люди с фантазией активно применяли на практике феномен "памяти обонятельных луковиц". Запах, воссоздающий определенное настроение, - могучая сила, которой жаль было бы не воспользоваться. И не случайно у самых различных народов религиозные обряды сопровождаются воскурением благовоний. Предполагается, что богам это угодно, и несомненно, что сами верующие при этом яснее ощущают особенность богослужения по сравнению с обыденной жизнью, свою общность и причастность к таинству. Знакомый запах помогает настроиться на празднично-возвышенный лад, снова воскрешает однажды испытанный трепет...
Способность получать удовольствие от запахов - даже от тех, которые не связаны ни с чем полезным! - скорее всего, является врожденной, а не приобретенной. Доказать это было не очень просто, и все же эксперименты с маленькими детьми подтверждают: умение наслаждаться ароматами, по-видимому, присуще человеку от природы. Возможно, поэтому люди разных культур проявляют большое единодушие, разделяя запахи на "приятные" и "неприятные" - гораздо большее, чем, скажем, при различении "красивого" и "некрасивого". Изваяние чужого бога может быть нелепым, безобразным, но благовоние - всюду благовоние. И ладан (ароматическая смола деревьев рода босвелия, произрастающих в Южной Африке), и фимиам (он же тимьян, он же чабрец ползучий - неприметная травка, обычная для Подмосковья) пахнут приятно на чей угодно вкус. А на острове Майотт неподалеку от Мадагаскара молодые люди перед обрядом инициации вдыхают дым особого курения: в горшочке тлеют морские водоросли, лимонные корочки, кокосовое масло и семена местных растений. Вроде бы подобрано неплохо, во всяком случае, этнографам-европейцам запах понравился...

Все это навевает мысли о семиотике природных запахов - о фиксированном значении (или, если угодно, физиологическом действии) того или иного аромата. Действительно, существуют запахи с определенными свойствами, одинаковыми для всех людей, - своего рода модуляторы душевного состояния. Так, есть запахи, повышающие бдительность (этим словом физиологи называют пристальное внимание, не ослабевающее со временем), - запах мяты, а также некоторых цветов из семейства лилейных. Это наблюдение не прошло незамеченным: в американской армии мятная жвачка включена в рацион солдат, и жевать ее не возбраняется даже часовым.



Как упоительны в России вечера,
Как отвратительно в России по утрам))))
 
Домовой
Василий
Число: Суббота, 07-Ноября-2009, 11:35:23 | Ответ # 3
Душа форума
 Домовёнок Админчик
Сообщений: 3305
Награды: 17 +
Репутация: 13
Замечания: 0%
 Страна: Российская Федерация
Город: Москва
 Я Offline
С нами: 02-Апреля-2007
 
В общем и целом воздействие ароматов на психику считается благотворным, хотя не всегда его удается продемонстрировать в эксперименте. Возбуждающие или успокаивающие, приятные запахи поднимают настроение, делают жизнь легче, даруя "внелогические" положительные эмоции. Как сказал сэр Генри юному Дориану Грею, который, пережив потрясение, жадно нюхал сирень: "Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа".

Влияние запахов на психоэмоциональную сферу огромно. Академик И.П. Павлов утверждал, что запахи управляют ассоциативным мышлением у людей с чувствительной сигнальной системой.

Однако окончательное восприятие запаха, положительная или отрицательная его оценка все-таки зависит от личного опыта. В том и состоит сущность "обонятельной памяти", что она восстанавливает события нашей жизни, единственной и неповторимой. Один и тот же одеколон кому-то навеет воспоминания о первой любви, а кому-то - о ненавистном начальнике.
Заядлому антиклерикалу отвратителен запах ладана. Запах еловой хвои считается светлым, внушающим оптимизм. И в самом деле, девять из десяти граждан ассоциируют его с праздником, с шампанским и с фильмом "Ирония судьбы"... а десятый, не про нас будь сказано, вспоминает венок из еловых лап на свежей могиле.

Опираясь на роль запахов в жизни человека, их могут использовать и как средство, позволяющее расставить определенные акценты. Во многих отраслях потребительским товарам придают определенные запахи.
Производители кофе Jacobs решили продвигать свой новый аромат“Daisy” при помощи беспрецедентного рекламного трюка. Ромашки, выполненных по технологии scratch and sniff (потри и понюхай) наклеены на витринах Лондонского универмага Harvey Nichol’s. Покупатели смогут протестировать новый аромат, даже не заходя для этого в магазин. Это первый случай использования подобной рекламы с запахом на витринах.

В кино впервые запах использовали в 1916 году на премьере фильма "Турнир роз". В зале устанавливали вентилятор с клоком ваты, который был пропитан розовым маслом. Когда было нужно подавать запах, вентилятор включали. Затем было ещё несколько попыток сопровождения кинофильмов соответствующими запахами. Известный эксперимент с запахами в кино был проведен в Германии в мае 2001 года. Тогда-то в Мюнхене прошла премьера фильма "Диета на один день" ("One Day Diet"), во время демонстрации которого инженер Stefan Ruetz продемонстрировал своё изобретение под названием "Sniffman", которое представляло из себя 127-граммовую коробочку размером с аудиоплеер, которая вешалась на шею зрителя. Коробочка источала необходимые запахи, активирующиеся радиосигналом. Каждый аромат длился 20-40 секунд.

Недавно возникло новое направление парфюмерной мысли – создание запахов, которые напоминают о детстве. Так бренд Zenadora представил ароматическую свечу Bouquet de bonbons, которая способна наполнить ваш дом ароматами леденцов и сахарных конфет, сладкого сиропа и цветов… Бренд Demeter в поиске ассоциаций с детством пошел еще дальше, создав целую группу «детских» ароматам.
Фирма Oikos Frangrances из Милана разработала специальную систему с названием "Scenting Hotel system", состоящую из набора различных устройств, которые служат для комплексного управления воздушной средой в отеле. Система способна удалять существующие неприятные запахи и заполнять помещения приятными ароматами. Особенностью этой разработки является то, что она позволяет направлять разные запахи в разные зоны здания. Если вы установите эту систему в вашем отеле, вы сможете даже менять запахи в зависимости от времени, что поможет обеспечить максимальное удовольствие для ваших гостей от пребывания в вашей гостинице.
Несколько лет назад Volvo создала специальную группа для тестирования запахов автомобиля, которая состоит из восьми человек, обладающих стандартным обонянием. Каждый член группы проходит строгую процедуру отбора. Они помогают инженерам выбрать идеальные материалы для салона автомобиля. Новый Volvo должен пахнуть как в лесу после дождя! Салон современного автомобиля включает много материалов отделки, в том числе и пластик, который при нагревании выделяет запахи. В Volvo Cars проводится мониторинг испарения таких веществ и запахов, которые наполняют салон. Автомобиль с новым салоном в течение нескольких часов испытывает на стенде, имитирующим воздействие солнечного света, пока температура не достигнет примерно 65ºC. Затем инженеры используют специальное измерительное оборудование, чтобы проверить общий уровень летучих органических соединений и альдегидов. После этого эксперты Volvo Cars устраиваются в салоне и оценивают запахи по заданной шкале.
Нечто подобное делает и Ford. Команда нюхачей, электронный нос за 75000 долларов и ряды обычных банок с образцами запахов служат одной цели, чтобы покупатель мог наслаждаться запахом нового Ford, а также чтобы не допустить наличия неприемлемых запахов в салоне автомобиля.

В России 27 августа 2003 Государственным предприятием "Марка" была выпущена серия марок с запахом "Дары природы", в которую вошли пять марок с ароматами ананаса, яблока, груши, дыни и земляники. Марки этой серии необычной круглой формы. Серия марок была отпечатана во Франции тиражом в 630 тысяч экземпляров. Изготовитель гарантирует, что запахи будут держаться 2-3 года. Впервые ароматные марки появились в 1972 году. Тогда Швейцария выпустила марки с ароматом шоколада, а Гонконг с чайным запахом.
Вблизи кофеен нью-йоркской сети Folgers пропали обычные канализационные люки. Их место заняли кофейные чашки с дымящимся кофе. Оказалось, что этот прием хорош. Не всегда и далеко не все видят, а уж тем более, читают рекламные объявления и обращают внимание на вывески. Зато наше обоняние работает бесперебойно и круглосуточно. Логично именно с него и начать заманивать нового клиента.
Аромат кофе, как утверждают ученые, любят 99 процентов населения земли. Вне зависимости от того пьют они этот самый кофе или нет. Торговцы недвижимостью, для улучшения продаж, окуривают квартиры и дома ароматом кофе. Тогда у клиентов создается впечатление уюта. В спортзал людей привлекает запах свежего огурца, он тонизирует. А вот в туристических фирмах стараются использовать запахи моря и экзотических фруктов. Таким нехитрым ходом они увеличивают число проданных путевок больше чем на десять процентов. В офисе лучший запах - запах лимона. Активность сотрудников возрастает просто в разы.
Удачно магию запахов несколько лет назад использовала компания Tchibo, владелец одноименной марки кофе. На входах в магазины своей торговой сети в Австрии и Германии компания установила специальные аппараты, распространяющие на улицу кофейный аромат. В результате (данные Tchibo) посещение торговых точек выросло на 72–134% в зависимости от формата магазина.

Сначала запахи использовали как инструмент продаж, затем они переродились в имиджевый компонент бренда. Теперь это часть уникального торгового предложения. Японский телекоммуникационный гигант NTT Communications изобрел технологию, позволяющую синхронизировать киноизображение с запахом. Первую "пахучую" киноленту – The New World с Колином Фаррелом в главной роли – скоро продемонстрируют в токийских кинотеатрах. Возможно, та же технология будет использоваться и в рекламных роликах в кино.
Следует отметить, что на общие для всех людей рефлексы восприятия запаха всегда накладывается специфика конкретной культуры. Так, европейца может взволновать запах церковного ладана, создаст у него особый духовный настрой. Но этот запах ничего не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют непонятные и странные для европейца ароматы азиатских курений. У людей различных культур один и тот же запах может вызывать разные ассоциации. На отношение к запахам влияет не только культура, но и: географическое положение страны, её уровень развития, менталитет и многое другое.



Как упоительны в России вечера,
Как отвратительно в России по утрам))))
 
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 08-Ноября-2009, 02:24:00 | Ответ # 4
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 29003
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Для меня "запах" играет большую роль! Запах человека, помещения, свечей .. например не могу переносить сладкие запахи, например ваниль, вызывают сильную головную боль, причём если и таблетку выпью, не помогает.
Обожаю запахи моря, лимона, сирени! И ещё пару, но надо перевести их (.
Статья очень интересная, спасибо Васютка good !
 
БЕСЕДКА » -=АЙ, БОЛИТ!=- » Ароматерапия или Мир ароматов » Запах (Что такое запах для человека?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2019 |