Иногда медитация помогает достичь не только внутренней гармонии, но и физического здоровья
Медитация, бывшая некогда для западного человека экзотикой, завоёвывает сегодня всё большую популярность. Европейцы по достоинству оценили эффективность этого способа снять напряжение
Стресс, усталость, раздражительность — верные спутники жителей мегаполисов. В поисках разнообразных способов борьбы с плохим самочувствием и негативными эмоциями всё больше людей отдают предпочтение медитации. Возможно, одна из причин заключается в том, что регулярно появляются сообщения о положительном влиянии медитативных практик на здоровье. Так, результаты исследований ученых Университета Кентукки (University of Kentucky), опубликованные в марте этого года, свидетельствуют, что медитация способствует нормализации повышенного давления: снижает систолическое кровяное давление в среднем на 4,7 мм рт. ст., диастолическое — на 3,2 мм рт. ст.
Медитация (от латинского meditatio — размышление, мысленное созерцание) — метод воздействия человека на свой внутренний мир. Согласно Словарю клинической психологии, медитация — это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, которое достигается путём сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Существуют религиозно-философские, культовые, психотерапевтические медитации.
Девять истоков
В недалёком прошлом при слове «медитация» мы представляли погруженного в глубокий транс одинокого аскета, сидящего годами в пещере в какой-нибудь из стран Азии. Действительно, медитация зародилась в рамках восточной культуры. Первое археологическое свидетельство медитативных практик найдено в Индии и относится к периоду до 1500 года до н.э. Корни явления также следует искать в Китае: формы китайской медитации восходят к истокам даосской традиции и считаются независимыми от индийской. Использовались медитативные состояния и в древнем шаманизме. Особое развитие медитация получила в индийской йоге, буддизме, даосизме, джайнизме.
Конец XIX — начало XX века стали для европоцентристской культуры началом поворота «на восток». Постепенно уходит в прошлое восприятие Азии как территории «отсталых» народов, происходит заимствование Западом культурных ценностей Востока. На рубеже веков появилось Теософское общество Елены Блаватской (1831–1891), опиравшееся на идеи древнеиндийской философии. В первой половине века супруги Николай Рерих (1874–1947) и Елена Рерих (1879–1955) принесли в Россию и другие страны философско-этическое учение Агни-йога ( Живую этику), использующее медитацию как главный метод совершенствования сознания. Медленно проникал на Запад буддизм: в крупнейших европейских и американских университетах были созданы кафедры буддологии; активно переводились священные тексты с пали, санскрита, китайского, японского, тибетского, монгольского и других языков восточных народов. Немало способствовали популяризации Востока спиритические группы, устраивавшие открытые шоу с элементами йоги, буддийской медитации и прочей экзотики.
Нередко во время медитации используют благовония. Некоторые ароматы — например, запах лаванды — успокаивают и помогают сосредоточиться, другие же, как запах цитрусовых, заряжают энергией и способствуют пробуждению после медитации.
Медитация и психоанализ
В ХХ веке медитацию стали использовать в психотерапевтических целях. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856–1939) писал о медитации в работе «Неудовлетворенность культурой»: «Мой друг убедил меня в том, что, упражняясь в йоге, отрешаясь от мира, сосредоточивая внимание на телесных функциях и применяя нетрадиционные методы дыхания, можно добиться фактически новых ощущений и возможностей в себе, которые он рассматривает как возврат к первобытным формам разума, давно забытым». Фрейд считал медитацию религиозным методом, характерным для примитивной стадии развития личности.
Швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии Карл Юнг (Carl Gustav Jung, 1875–1961) испытал заметное влияние дзен-буддизма (течение в буддизме традиции Махаяны, важнейшее место в котором занимает медитация, созерцательность). В воспоминаниях о путешествии в Индию в 1938 году Юнг упомянул: «В то время я прочитал много трудов из индийской философии и истории религии и был глубоко уверен в ценности восточной мудрости». Юнг использовал некоторые техники глубокой медитации и йогу. Однако он предостерегал европейцев от «попыток подражания восточным практикам». «Как правило, из этого ничего не выходит, кроме искусственного отступления нашего западного рассудка, — писал Юнг в работе «О психологии восточных религий и философий». — Конечно, кто готов во всем отказаться от Европы и действительно сделаться только йогином, со всеми вытекающими этическими и практическими последствиями, кто готов сидеть на шкуре газели под деревом баньяна и проводить свои дни в безмятежном не-бытии — за таким человеком я готов признать, что он понял йогу на индийский манер». Юнг был убеждён, что для западного человека гораздо важнее возвращение к собственной природе без применения систем и методов, подавляющих и контролирующих естество человека.
К концу 1950-х интерес к дзен-буддизму возрос. Этому во многом способствовал популяризатор дзен-буддизма на Западе профессор буддийской философии университета Отани (Otani University) Дайцэсу Тайтаро Судзуки (Daisetz Teitaro Suzuki, 1870–1966) — он переводил фундаментальные тексты традиции дзен, написал более ста работ о дзене и буддизме. «Стремление к благополучию человека через изучение его природы — эта общая черта, присущая как дзен-буддизму, так и психоанализу», — писал американский психолог и философ немецкого происхождения, один из основателей неофрейдизма Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900–1980) во введение в книгу «Дзен-буддизм и психоанализ». Фромм регулярно медитировал, был знаком с продвинутой медитативной техникой. Он отмечал удивительное сходство между дзеном и психоанализом — общие задачи, общую этическую направленность, независимость от авторитетов.