Тро́ица в христианских представлениях Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого - животворящего Начала. По православной доктрине, Третья ипостась исходит от Первой, по католической - от Первой и Второй. Троица долгое время не была предметом изображения в искусстве.
К концу II века до Р. X. в раннехристианской церкви возник острейший спор по поводу отношений Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа. Высказывания Священного писания по этому поводу оказались весьма туманными и нуждавшимися в разъяснениях. Особенную загадку для отцов раннего христианства в символе Троицы представляли фигура Иисуса Христа как богочеловека и роль Святого Духа. Первые шесть соборов были посвящены прояснению этих вопросов.
Отцы церкви находились в незавидном положении — идея христианского триединства вобрала в себя элементы представлений о троичности из азиатской, египетской и эллинистической культур, которые сплелись в трудно распутываемый узел. Триединство в индуизме включайте Брахму как создателя, Вишну как хранителя и Шиву йак разрунпггеля. При переносе этого представления на христианство мы обнаруживаем Бога как творца, Иисуса как посредника и дьявола как разрушителя. Египетский вариант триединства: Осирис, Исида и Гор. В переводе на христианскую терминологию Осирис — бог заходящего за горизонт солнца — это Бог Отец, Мария — Исида, которая собирает разбросанные всеми ветрами члены своего брата и мужа Осириса и зачинает с ним Гора, восходящее солнце, или Иисуса Христа.
Обращенные в христианство греческие евреи, которые, в частности, руководили чрезвычайно важной для раннего христианства теологической школой в Александрии, разработали в течение V века концепцию триединства, тесно связанную с эллинистическими представлениями. Бог Отец осмыслялся как бесконечный дух, сын его, Иисус Христос, и Святой Дух стали интерпретироваться как единство обоих во всеобъемлющем принципе любви и примирения. Несомненно, здесь было заимствование из магии чисел Пифагора, у которого первые три числа понимались примерно в таком же смысле.
Помимо проблемы определения соотношения между Богом Отцом, Богом Сьшом и Святым Духом, для ранних отцов церкви особенную трудность представляло отмежевание как от иудейского монистического учения, так и от персидского дуалистического учения Заратустры. Если объявить Иисуса Христа не Богом, а только человеком, то было бы трудно принципиально разграничить христианство и иудаизм. Если же Христа объявить Богом, то, строго говоря, у было бы два бога, и притязание на монотеизм было бы неправомерным. К тому же в этом случае Бог Отец и. Бог Иисус Христос должны были бы каким-то образом противопоставляться друг другу, и христианство тем самым волей-неволей сближалось бы с дуалистической концепцией Заратустры.
Между IV и VII вв. до Р.Х., наконец была разработана концепция, согласно которой Христос был и Богом и человеком. Соответственно двум природам, божественной и человеческой, которые соединяются в богоподобной личности Христа, равным образом существуют и две воли и две энергии, божественная и человеческая, которые и действуют сообща во благо рода человеческого. Чтобы сохранить идею бога как бесконечный принцип вне земной конечности, в качестве посредника между богом и человеком был использован Иисус Христос, который содержит в себе оба аспекта.
Женский аспект, представленный в египетском триединстве богиней Исидой, в раннем христианстве большого значения не имел. Только в средние века и в связи с рыцарской поэзией Марии отводится место, которое до этого занимал ее сьш — место посредника между человеком и богом. Именем Марии начинают называть церкви, например соборы в Реймсе и Париже, ее изображают как святую Мадонну, во многих церквах появляются алтари Марии.
Святая Троица символизирует трехмерность места, времени и пространства. Это самое полное описание всеохватывающего мира в смысле христианского учения. Эти три аспекта существуют независимо друг от друга, и все же они представляют единого Бога, который проявляется в этих трех аспектах, как показывает символ триединства: Бог Отец, Бог Сьш и Бог Святой Дух. Отец — это не сын, сын — не Святой Дух и Святой Дух — не отец.
Символ Бога Отца — рука, его творческая сила, либо глаз, который все видит. Знаком Христа является крест — единство человека и Бога, барашек, то есть жертва, которую приносят во спасение человечества, и рыба. В раннехристианской церкви Христа называли Большой Рыбой, поскольку его рождение приходится на начало эпохи Рыб, согласно астрологическому разделению эпох по знакам зодиака. Знаком Святого Духа является голубь или пламя. Голубь летит, опустив голову вниз, из вечности духа в ограниченное (конечное) время земли и соединяет человека с Богом. Другими словами, это означает, что Святой Дух символизирует познание единства Бога и человека в бесконечной любви.