Мертвое море. Предполагаемое положение Содома и Гоморры. Темно-синим цветом показано возможное положение впадины Мертвого моря во 2-м тысячелетии до н.э. Светло-голубым — суша в то же время. Светло-коричневым — прибрежная суша.
Мифы и легенды, составляющие часть фольклора, давно интересовали исследователей в области наук о Земле. Более того, легенда о Всемирном потопе принималась всерьез некоторыми известными геологами вплоть до первой четверти XIX в. и служила основой учения, получившего названия дилювианизма (от лат. diluvio — потоп), согласно которому геологическая история делилась на время, предшествовавшее и последовавшее за Всемирным потопом. Лидер дилювианизма, британский ученый У.Бекленд даже был почетным членом Московского общества испытателей природы. Позднее, под влиянием работ Ч.Лайеля, он был вынужден пересмотреть свои взгляды.
Именно такие известные легенды, как, в частности, основанная на высказываниях Платона легенда об Атлантиде, равно как и библейское сказание о Всемирном потопе, продолжали интриговать геологов. И всегда вставал вопрос — это легенда или история? В ХХ в. было опубликовано весьма серьезное исследование профессора Венского университета, известного исследователя Альп А.Тельмана и его супруги Э.К.Тольман, в котором не только доказывалась реальность представления о Всемирном потопе, но даже устанавливалась, с точностью до года, дата этого события.
В 1973 г. профессор Индианского университета в США Д.Виталиано опубликовала книгу «Легенды о Земле и их геологическое происхождение», в которой и предложила термин «геомифология». В 1990 г. израильский геолог Я.Бентор написал специальную статью [1], посвященную геологическому истолкованию описанных в Библии событий. В 2004 г. на 32-й сессии Международного геологического конгресса, состоявшейся во Флоренции, был проведен симпозиум на тему «Мифы и геология», на котором Виталиано прочитала заглавный доклад. Эта дата и может, очевидно, считаться официально датой рождения нового научного направления в науках о Земле.
В 2002 г. Лондонское геологическое общество опубликовало сборник статей под общим названием «Мифы и геология» [2]. В нем принял участие российский ученый В.Г.Трифонов (Геологический институт РАН).
В геомифологии можно выделить три главных аспекта исследований. Первый и наиболее традиционный из них заключается в установлении степени реальности того или иного мифа или легенды, в поиске того геологического феномена, объекта или явления, которые послужили основой их создания.
Второй аспект состоит в использовании сведений, содержащихся в том или ином виде в данной легенде или мифе, для установления даты и масштаба описываемого в них события — землетрясения, вулканического извержения или катастрофического наводнения. Эти сведения могут быть полезны, например, для установления периодичности повторения в данном регионе землетрясений определенной магнитуды.
Третий аспект — определение степени влияния того или иного катастрофического события на развитие человеческой цивилизации, что в особенности относится к истории древних культур. Недавно издательство Принстонского университета опубликовало книгу сейсмолога А.Нура, написанную в соавторстве с Д.Берджесом, «Апокалипсис: землетрясение, археология и провидение» (Apocalypsis: earthquakes, archeology and the earth of God). В ней доказывается, что гибель восточно-средиземноморских цивилизаций бронзового века была связана с имевшими место землетрясениями в том регионе около 1200 лет до н.э.
Мы остановимся в основном на первом аспекте геомифологии, рассматривая его на наиболее известных примерах.
Гибель Содома и Гоморры
Один из ярких сюжетов, содержащихся в Библии, — повествование о разрушении городов Содома и Гоморры, или пятиградия Содомского, которое последовало по воле Господа за то, что их жители вели себя крайне неподобающим образом. Иосиф Флавий, иудейский историк I в. н.э., писал о том, что «прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена». Многочисленные исследователи уверены, что катастрофа, постигшая Содом и Гоморру, — вполне реальное природное событие. Выяснению этой катастрофы посвятили специальные работы Бентор [1], Трифонов [ 2. P.133—142] и очень подробный анализ сделал Д.Рол [ 3] на основании предположения, изложенного немецким ученым М.Лауденом.
До сих пор нет точного ответа на два вопроса: где находились эти города и когда произошла уничтожившая их катастрофа?
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания Земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Бытие, гл. 19. 24—26).
Природный катаклизм, уничтоживший эти города, произошел во времена Авраама и Лота. Содом, существовавший уже в раннем бронзовом веке, дал убежище Лоту и его племени после того, как он был спасен Авраамом от рабства, грозившего ему в Месопотамии.
Местонахождение Содома большинство исследователей соотносит с западным побережьем Мертвого, или Соленого, моря, как его называли в то время. Город располагался на пологой равнине, окаймлявшей побережье Мертвого моря, уровень которого был примерно на 120 -150 м ниже, а Содом находился против ущелья Нахал-Хевер. Совсем рядом, но чуть севернее, в 2 — 3 км из отвесных скал бил непересыхающий источник пресной воды в оазисе Эн-Геди, существующий и сейчас. Он мог снабжать Содом водой, также как и зимняя дождевая вода из ущелья Нахал-Хевера. Во времена Христа уровень моря был примерно на 50 м ниже современного, а в ранний бронзовый век — еще ниже. Климат тогда был засушливым, а южной половины современной солончаковой впадины Мертвого моря вообще не существовало. На крайнем юго-востоке впадины, по-видимому, располагался г.Гоморра, к югу от г.Зоара. Туда ушел Лот и там сейчас известны руины селения Баб-эд-Дра. Остатки Гоморры отождествляются с археологическим пунктом Нумейра, рядом с Баб-эд-Дра. Еще античные авторы, в частности Страбон, писали о том, что Содом располагался где-то между Эн-Геди и Масадой, находившейся в 7 — 8 км южнее Эн-Геди.
Рол приводит кусок сонарной карты Мертвого моря Израильской геофизической экспедиции 1978 г., на которой рядом с Эн-Геди указаны два удлиненных холма — возможные места расположения Содома — и даже впадина, отождествляемая с карьером, откуда могли брать камень для строительства крепостных стен Содома, или с библейскими «смоляными ямами», где содомиты добывали ценный битум («черный вар») и, возможно, серу осадочного происхождения. Сам город Содом существовал еще в 3"м тысячелетии до н.э., о чем свидетельствует клад медных вещей из храма, найденный в пещере Нахал-Мишмар.
Что за бедствие обрушилось на Содом и Гоморру и когда? Согласно Новой Хронологии Рола, это произошло летом 1830 г. до н.э. Все признаки говорят о сильнейшем землетрясении, предвестники которого ощущались по крайней мере за месяц. Стены домов покрылись трещинами, битумные ямы завалились, а уровень моря внезапно понизился на несколько метров. Лот с семьей покинул Содом и пошел через Лисанский соляной полуостров к Зоару. И в это время произошло сильнейшее землетрясение, гипоцентр которого, вероятно, был связан с мощным разломом — левым сдвигом, ограничивающим рифт Мертвого моря с запада. В воздух была выброшена горящая жидкая сера. Серные шары находят в этом районе и в наши дни. Огонь, о котором упоминается в Библии, и сильнейшие подземные толчки полностью разрушили Содом и, скорее всего, и другие города — Зоар и Гоморру. Трифонов считает, что гибель Содома и Гоморры связана с вулканическим извержением в юго-западной Сирии, где под лавовыми покровами обнаружены обильные костные остатки [2, р. 133—142], но это слишком далеко от мест, описываемых в Библии. Как бы то ни было, Содом и Гоморра погибли от ужасной и реальной природной катастрофы в начале 2-го тысячелетия до н.э., т.е. 4 тыс. лет назад, что и нашло отражение в Библии. Сейчас уровень Мертвого моря катастрофически понижается, примерно на 1 м/год. Может быть, мы увидим остатки Содома?
Библейский потоп — миф или реальность?
Все, конечно, слышали о Всемирном потопе, так красочно описанном в первой книге Ветхого Завета. Разгневался господь на людей «… ибо земля наполнилась от них злодеяниями» (Бытие, гл. 7.13), и захотел он их истребить, наслав на землю невиданный дождь. Но предварительно он велел Ною, человеку праведному и непорочному в роде своем, сделать огромную лодку-ковчег и погрузить в нее все свое семейство и всех животных. И вот «… в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились… И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, гл.7. 11, 12). «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть подо всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода и покрылись горы» (Бытие, гл.7. 19, 20). Наконец, вода начала спадать, показались верхи гор, земля осушилась. Ной открыл ковчег, ступил на землю и выпустил всех животных. Далее сказано, что «… остановился ковчег на горах Араратских» (гл.8. 4).
Следует иметь ввиду, что под «горами Араратскими» не стоит подразумевать гору Арарат на Малом Кавказе. Скорее всего, эти невысокие горы находились восточнее Тигра и Евфрата, в предгорьях Загроса, где располагалось царство Аратта и горы Араттские. В книге «Иудейские древности» Флавий пишет, что гора, к которой причалил ковчег Ноя, была давно известна. Возможно, она находилась где-то в Курдистане (Джуди"Даг, горы Кардуайан, земля Кардуния). Иногда горой сошествия называют Нисир в Загросе. Во всяком случае, Арарат, высотой более 5 км, вряд ли может быть местом, где Ной спустился из ковчега на землю. Библейский потоп глубоко проник в сознание людей, как Божье наказание за многочисленные грехи и как спасение праведника Ноя.
Был ли потоп, т.е. катастрофическое наводнение, на самом деле? Мы знаем, что очень часто мифы приводили археологов, поверивших в них, к величайшим открытиям. Достаточно вспомнить Г.Шлимана с Троей и Микенами.
Один Всемирный потоп или «местные» потопы в разное время? Когда говорим о Всемирном потопе, то всегда подразумеваем тот, который описан в Ветхом Завете. Однако водные катастрофы известны более чем в 150 преданиях многих народов. Поэтому правильнее говорить о потопе всечеловеческом, а не о потопе, захватившем все пространство Земли. В древнегреческой мифологии есть Девкалионов потоп, о котором рассказывается в девятой Олимпийской оде Пиндара. Зевс, разгневавшись на царя Ликаона в Аркадии, превратил его в волка, разрушил дворец молнией и послал на землю страшный ливень. Вся Греция (кроме вершины Парнаса) скрылась под водой, а спаслись лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена — Пирра. Прометей велел сыну сделать огромный ящик, который был прибит волнами к Парнасу, а потом Девкалион попросил Зевса снова заселить Землю людьми.
В Месопотамии предания говорят о трех разных «местных Ноях». Шумерский Ной — Зиусудра, старовавилонский — Атрахасис и аккадский — Утнапиштим. И все они спасались от потопа в ящиках"лодках. Легенду об Утнапиштиме впервые прочитал англичанин Дж.Смит в 1872 г. на клинописной табличке из раскопок Ниневии. По этой легенде, добропорядочный Утнапиштим жил со своей супругой в г.Шуруппаке (нынешняя Фара в болотах Афеджа). Бог Эа предупредил его о страшном потопе, которым он собирался наказать род людской. Утнапиштим построил большой ящик-лодку и посадил в него свое семейство и скот. Шесть суток лодку носило по бурной воде, пока она не пристала к горе Нисир, находившейся в западных отрогах Загроса, т.е. к востоку от р.Тигр. Утнапиштим выпускал из лодки голубя, ласточку и, наконец, ворону. И когда последняя не вернулась, он догадался, что вода начала отступать.
Нетрудно увидеть, что это предание чрезвычайно похоже на историю с потопом, изложенную в книге «Бытие» Ветхого Завета, куда оно попало (и в этом вряд ли кто сейчас сомневается) из Месопотамии.
Индуистский Ной — Ману — также сумел уцелеть во время потопа в долине Инда. Подобный список можно продолжить. В истории многих народов, живших на разных континентах, есть предания о катастрофах — наводнениях. Иными словами, «потопов» было много. Но самое важное, что происходили они, очевидно, в разное время и охватывали вполне определенные участки суши, преимущественно низменности с крупными речными системами, начинавшимися в горных районах.
Девкалионов потоп относится где"то к 1500-1550 гг. до н.э. Следует отметить, что в то время произошло грандиозное извержение вулкана Санторин в Кикладском архипелаге Эгейского моря, погубившее минойскую цивилизацию на о.Крит. Вполне возможно, что извержение сопровождалось волнами — цунами, которые достигли не только Крита, но и континентальной Греции, Пелопонесса.