У Марины

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 03-Мая-2024, 02:36:58
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
БЕСЕДКА » -=Новости=- » Вокруг Света » Янтарная комната - часть 2 (Царское село)
Янтарная комната - часть 2
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 20-Мая-2007, 19:49:02 | Ответ # 1
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Воссозданная панель Северной стены

Северная и южная стены Янтарной комнаты имели одинаковое композиционное решение. В центре поля каждой из этих стен были расположены широкие янтарные панели с богато декорированной янтарной рамой в середине. Чередуясь со спаренными зеркальными пилястрами, янтарные панно средних размеров фланкировали центральную панель. Единственное различие в оформлении двух стен - композиция и тематика декора янтарных рам, а также сюжеты заполнявших их флорентийских мозаик. На северной стене располагалась рама, в отделку которой были введены рельефы с ветхозаветными сценами. Она служила обрамлением флорентийской мозаики "Зрение". На южной стене находилась мозаичная картина "Обоняние и осязание". Окружавшая ее янтарная рама, подаренная Фридрихом II Елизавете Петровне, содержала аллегории, прославлявшие императрицу и русскую государственность. В западной части обеих стен, по линии анфилады, располагались двери, оформленные деревянными резными десюдепортами с головками пастушек в центре. Сами двери, окрашенные в белый цвет, были также богато декорированы золоченной орнаментальной резьбой.

В центре восточной стены Янтарной комнаты расположена дверь, оформленная янтарным десюдепортом. Ее фланкируют, чередуясь с зеркальными пилястрами, два широких настенных янтарных панно. В центре этих панно расположены янтарные рамы c заключенными в них флорентийскими мозаиками. На левой панели находилась рама с рельефами геральдического и мифологического характера, в которую была вмонтирована флорентийская мозаика "Слух". Справа располагалась рама, близкая по композиции к предыдущей, но с рельефами, тематику которых можно обозначить как "игры амуров". Она обрамляла мозаику "Вкус". Ближе к южному и северному углам комнаты были размещены узкие янтарные панели, декорированные прозрачными пластинами с гравировками, изображающими орнаменты и морские пейзажи.

Западная стена Янтарной комнаты была прорезана тремя двусветными оконными проемами, доходящими до пола. Наличники и откосы окон были оформлены золоченой резьбой. Между окнами располагались зеркальные трюмо в резном золоченом обрамлении, а над ними - орнаментальные живописные композиции с вензелем Елизаветы Петровны.

 
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 20-Мая-2007, 19:58:41 | Ответ # 6
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Плафон и паркет

Богатая отделка стен Янтарной комнаты дополнена живописным плафоном и наборным паркетом.

До Второй мировой войны здесь находился плафон работы венецианского мастера Франческо Фонтебассо – "Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви". Он погиб в годы войны. Его воссоздание не представлялось возможным в силу отсутствия необходимых историко-иконографических материалов. Вместо утраченного полотна в Янтарной комнате была помещена копия, написанная по эскизу неизвестного западноевропейского художника "Свадьба Сатурна" (по другой атрибуции - "Свадьба Хроноса", находящемуся в Государственном Эрмитаже. Вокруг плафона расположены живописные вставки, имитирующие камеи.

 
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 20-Мая-2007, 20:00:48 | Ответ # 7
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 

Паркет Янтарной комнаты. Проект воссоздания


Воссозданный плафон Янтарной комнаты

Паркет Янтарной комнаты исполнен в 1764 г. по рисункам В. И. Неелова из ценных пород дерева - палисандра, ореха, красного сандала, клена.

 
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 20-Мая-2007, 20:03:54 | Ответ # 8
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Коллекция янтарных изделий из собрания ГМЗ "Царское Село"


Комодик настольный. Гданьск. Первая половина XVIII в. Единственный дошедший до нашего времени предмет янтарной мебели из царскосельского собрания


Коробочки. Гданьск. Конец XVII-начало XVIII в.


Шкатулка-несессер дамский. Гданьск. Конец XVII-начало XVIII в.


Мундштуки. XIX в. Находились в комнатах Александра II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца; Трубка "Рукопожатие" (дамская). Восточная Германия. Начало XX в. Трубка. Германия, начало XX в.

В собрании Екатерининского дворца в настоящее время хранится около 100 самостоятельных янтарных вещей, которые можно разделить на три группы.

Самая большая из них - работы североевропейских (немецких, польских, скандинавских) мастеров XVII - XVIII веков. Вторую группу в коллекции Екатерининского дворца составляют изделия, изготовленные в России в XVIII веке. К третьему разделу относятся вещи, выполненные в XIX - начале XX века в Западной Европе и на Востоке.

Начало сложения коллекции в Большом царскосельском (позднее Екатерининском) дворце относится к 1765 году, когда сюда из Камерцалмейстерской части (кладовой императорского двора, находившейся на территории Летнего сада в Петербурге) присылается множество янтарных изделий для починки мастерам, которые к тому времени заканчивают реставрацию Янтарной комнаты дворца. К сожалению, сейчас нам неизвестна предыстория присланных вещей, но, судя по плохой сохранности, ими часто пользовались.

Всего в реестр 1765 года входило более 70 предметов. Интересно рассмотреть этот список и определить первоначальный состав коллекции.

Прежде всего, обращают на себя внимание 7 крупных вещей - шкафы и поставцы - дань моде и новой технике начала XVIII века, когда появилась янтарная мозаика на деревянной основе, позволявшая создавать изделия внушительных размеров. Три самых больших шкафа были внутри украшены зеркалами, в одном из них - 17 выдвижных ящичков, в двух других - по 21. Из-за своей непрочности находившиеся в Царском Селе предметы мебели, отделанные янтарем, начали разрушаться уже в начале XIX века. До нашего времени дошел лишь настольный комодик с семью ящичками и с наборным рисунком на крышке, выполненным из янтаря в технике мозаики.

Большое место в реестре 1765 года занимают предметы культа: кресты и распятия с дарохранительницами. Почти все они поступили в Царское Село в плохом состоянии и также не сохранились. В собрании Екатерининского дворца сейчас нет ни одной подобной вещи, но в музее Академии художеств находится распятие с дарохранительницей конца XVII века, близкое по стилю к работам польского мастера Фридриха Шмидта, которые имелись в коллекции Царского Села.

Основную часть собрания во второй половине XVIII века составляли корпусные вещи - коробочки, шкатулки, ларцы, самые разнообразные по форме и отделке. Среди них были шкатулки квадратной, граненой и круглой формы, футляры для маникюрных принадлежностей, комплекты с фишками для различных игр, ящичек с солнечными часами и гербом - подарок Фридриха I.

В списке приведены также сведения о нескольких янтарных настольных подсвечниках, о раме для зеркала, песочных часах, коробочках для конфет, табакерках, ложках, настольных резных украшениях, блюдцах, ножичках, рукоятках. К особенностям коллекции можно отнести отсутствие в ней кубков, ваз и чаш - широко распространенных в XVI - XVII веках янтарных изделий. К сожалению, многие из вещей, указанных в списке 1765 года, до нашего времени не дошли: часть их бесследно исчезла или погибла в 1820 году во время пожара в Екатерининском дворце, а остальная - разрушилась ввиду непрочности и хрупкости самого материала. В 1830-х годах детали плохо сохранившихся вещей были использованы для реставрации других предметов из этой же коллекции.

История существования собрания янтарных вещей после 1765 года связана не только с потерями, но и с поступлением новых изделий.

В конце 1760-х годов появляются вещи, изготовленные в царскосельских янтарных мастерских, в 1780-х годах из Петергофа возвращается янтарный стол, сделанный, очевидно, тоже в Царском Селе. Между 1788 и 1794 годами в Екатерининском дворце появилось несколько янтарных предметов из императорского Кабинета. Судя по описанию, среди них был футляр с шахматной доской из личных вещей Елизаветы Петровны.

Известны некоторые поступления янтарных изделий и в XIX веке: в описи, относящейся к 1810 году, упоминается "штука китайская оклеена янтарём с выдвижными ящиками под красным лаком". В 1819 году из Генерального штаба передается янтарный медальон с портретом Елизаветы Петровны. В 1830 году получены две шкатулки, вывезенные ранее из Несвижского замка князей Радзивиллов: одна из них - с игральными фишками, а под другой шкатулкой, возможно, подразумевался ларец с подписью знаменитого мастера Готтфрида Турау. Во второй половине XIX века в Екатерининский дворец попадает большое количество мундштуков для кальянов и сигар.

Последнее поступление в дореволюционный период относится к 1913 году, когда Николаем II был приобретен в Петербурге большой ларец с императорской короной на крышке.

Продолжает пополняться коллекция художественного янтаря Екатерининского дворца-музея и в настоящее время. Так, за последние годы поступило несколько курительных трубок из пенки и янтаря немецкой и австрийской работы конца XIX - начала XX века, янтарные письменные принадлежности начала XX века. Приобретено несколько изделий из янтаря современной работы, связанных с иконографией Царского Села.

На протяжении двух столетий изменялась и экспозиция дворцового собрания янтаря. В конце XVIII - первой половине XIX века изделия не находились в Янтарной комнате постоянно: по мере ухудшения сохранности они передавались в специальную кладовую при Янтарной комнате (точно известно о таких перемещениях в 1787 и 1794 годах), а в 1823 году поломанные вещи поступили в Гардемебельную кладовую, откуда возвратились в Янтарную комнату в 1833 году после реставрации. В 1852 году, согласно описи убранства Янтарной комнаты, в ней находилось всего 6 вещей, в 1861 году - 62 (в белой резной витрине, обитой синим бархатом, и на двух таких же этажерках), а в описи, составленной Д. В. Григоровичем в 1888 году, указано, что вещи размещены в Янтарной комнате в трех витринах: "71 предмет с мелочью". Заново экспозиция янтарных изделий устраивается в начале 1910-х годов , когда была сделана попытка создания в Янтарной комнате музея. Эта экспозиция, размещенная в трех застекленных витринах, просуществовала до 1941 года.

Во время Второй мировой войны почти все янтарные предметы из Екатерининского дворца были эвакуированы в Новосибирск и благодаря этому обстоятельству сохранились.

 
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 20-Мая-2007, 20:10:43 | Ответ # 9
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
Изделия немецких, датских и польских мастеров XVII-XVIII вв.

Главным центром обработки янтаря в XVI - середине XVIII века был Кенигсберг, с которым связано творчество таких выдающихся мастеров, как Георг Шрайбер и Якоб Хайзе. Один предмет из коллекции Янтарной комнаты можно приписать кенигсбергской школе. Это футляр с костяными фишками первоначально предназначавшийся, вероятно, для дипломатического подарка австрийскому двору: на крышке под прозрачным медальоном выгравировано белое резное изображение двуглавого австрийского орла. Роскошная отделка футляра выполнена с большой изобретательностью, с использованием различных приемов обработки материала. Особенно интересны гравированные прозрачные янтарные медальоны, наложенные на фольгу с черненым узором, и белые рельефные композиции из мастики, имитирующие резьбу по кости.

Большую часть поверхности футляра занимают два игральных поля: снаружи - с рисунком шахматной доски из 64 клеток, внутри - с изображением острых ромбов для очень распространенной игры в нарды, пришедшей с Востока и получившей в Европе название "триктрак", а в России – "тавлеи". Назначение футляра подчеркивается и тематикой его отделки, которая отражает характер игры-поединка: восемь медальонов с неповторяющимися композициями посвящены одной теме: битве двух мифических существ, чаще всего, коня с грифоном или с драконом. Использование в отделке футляра резных рельефных украшений из белой массы под пластинами прозрачного янтаря характерно для изделий кенигсбергских мастеров. Красота, тонкость исполнения ставят футляр в один ряд с лучшими произведениями мастеров янтарных дел Кенигсберга первой половины XVII века и позволяют считать его изделием мастерской крупнейшего художника того времени Георга Шрайбера, который прославился и как "мастер королевских шахмат", и как автор знаменитых бескаркасных двух- и трехъярусных ларцов. До настоящего времени футляр не реставрировался, но, возможно, в будущем, в процессе реставрационных работ, наше предположение получит еще одно подтверждение.


Футляр для игры в шахматы и триктрак. Кенигсберг. Мастерская Г. Шрайбера. Начало XVII в.

Искусство обработки янтаря развивалось в XVII веке, помимо Кенигсберга, и в других центрах, расположенных вдоль побережья Балтийского моря. Самым крупным из них был Гданьск, который в конце XVII века выдвинулся на первое место и продолжал сохранять пальму первенства в XVIII веке. Этот город дал прекрасных мастеров, наиболее известные из них - Михель Редлин и Кристоф Маухер. Наконец, именно гданьскими мастерами Готтфридом Турау и Эрнстом Шахтом в 1707 - 1711 годах был изготовлен Янтарный кабинет. Если янтарные изделия кенигсбергских мастеров, при всех своих достоинствах и блеске, подчас имитируют другие материалы, чаще всего металл, то в Гданьске, напротив, старались показать индивидуальные, неповторимые свойства янтаря, стремясь при обработке выявить рисунок камня, его пластичность, красоту многоцветных оттенков. Применялись различные приемы: контрастное сочетание цвета, построение геометрических композиций из кусочков прозрачного и непрозрачного янтаря, размещение на одной плоскости пластин разной высоты, гравировка прозрачных деталей с подкладкой цветной фольги. Это особенно хорошо можно видеть в таких изделиях, как янтарные шкатулки и ларцы, которые находятся и в коллекции Екатерининского дворца.


Ларец двухъярусный. Гданьск. Мастерская Редлина. Конец XVII в.


Ларец. Гданьск. Г.Турау. 1705 г. Вывезен из дворца Радзивиллов в 1819 г.

 
Марина
Марина
Число: Воскресенье, 20-Мая-2007, 20:11:33 | Ответ # 10
Хозяйка
 Админчик
Сообщений: 28968
Награды: 27 +
Репутация: 19
 Страна: Германия
Город: Бремен
 Я Offline
С нами: 24-Ноября-2006
 
К сожалению, на произведениях гданьских мастеров редко встречаются подписи, поэтому атрибутировать их позволяют только аналогии в рисунках и характерные черты, присущие работам, выполненным именно в Гданьске. Идентификация изделий из Гданьска в ряде случаев становится возможной также благодаря наброскам и описаниям вещей, сделанным Михелем Редлиным. Двухъярусный бескаркасный ларец из собрания Царского Села не имеет подписи, но сопоставление его с другими подобными вещами и сравнительное исследование стилистических приемов дает основание связать это произведение с именем Михеля Редлина - крупнейшего гданьского мастера, создававшего изделия в духе маньеризма. Ларец, состоящий из двух прозрачных шкатулок, поставленных одна на другую, замечателен не только цельностью художественного образа, красотой отделки каждой детали, но и точным математическим расчетом конструкции. Крупная вещь сделана по законам архитектуры и не имеет дополнительных опор, благодаря чему как бы парит в воздухе. Первоначально, судя по описи, в царскосельской коллекции было несколько двухъярусных ларцов. Те же приемы бескаркасного построения мы можем видеть в ряде других изделий гданьской школы XVII века, таких, как ларец, увенчанный фигурой лежащей Дионы из собрания Царского Села.


Ларец. Гданьск. Вторая половина XVII в.


Завершение крышки ларца, который был приобретен Николаем II в 1912 г. Копенгаген (?), Л.Шпенглер (?). Середина XVIII в. Крест и держава - современная доделка

В коллекции есть и более поздние каркасные изделия, конца XVII - начала XVIII века, исполненные в стиле барокко. Среди них выделяется футляр для маникюрных принадлежностей - несессер с высокой подушечкой для иголок, и комплект для игры во флирт: шкатулка, внутри которой в четырех отделениях помещаются маленькие прозрачные коробочки с фишками. На крышке шкатулки - выпуклый медальон с просвечивающим сквозь него изображением средневекового города, возможно, Гданьска, выгравированным на нижней стороне медальона. Особое место в ряду изделий того времени занимает большой ларец на деревянном каркасе с прорезными овальными окнами, в которые вставлены прозрачные медальоны с композициями в стиле барокко - гравированными и рельефными. Барочные мотивы присутствуют и в резной отделке цоколя, и в чешуйчатых накладках на ребрах.

Ларец считался работой неизвестного гданьского мастера начала XVIII века круга Кристофа Маухера. Во время реставрации в 1983 году на деревянном дне, под бумажной обклейкой, была обнаружена авторская подпись мастера Готфрида Турау и дата - 1705 год, что, с одной стороны, подтвердило правильность прежней атрибуции, так как Турау вышел из мастерской Маухера, а с другой - явилось событием редчайшей важности, ибо впервые была обнаружена подпись одного из создателей Янтарной комнаты. Помимо крупных изделий, гданьские мастера выпускали большое количество безделушек: коробочек для сластей, табакерок, пудрениц, распространенных в быту XVIII века. Пять маленьких коробочек имеется и в собрании Екатерининского дворца, все они круглые, с крышками, украшенными рельефными композициями на мифологические или пасторальные сюжеты. Среди изделий гданьских мастеров в коллекции присутствуют вещи, исполненные в первой половине XVIII века, в последний период расцвета искусства обработки янтаря. Это простые по форме шкатулки для хранения драгоценностей - в виде сундучков с выпуклыми откидными крышками и гладкими деревянными стенками, сплошь покрытыми янтарной мозаикой.


Шкатулка-футляр для игры во флирт. Гданьск. Конец XVII – начало XVIII в.

Наряду с изделиями из Кенигсберга и Гданьска, в Екатерининском дворце представлены работы и других, менее знаменитых, янтарных мастерских. Самые примечательные среди этих вещей - выполненные из цельного куска янтаря настольные украшения в виде раковин, в центре каждой из которых располагались горельефные композиции на мифологический сюжет. Подобные вещи приписываются мастеру из Касселя Иоганну Каспару Лабхарду.

Значительными самостоятельными центрами обработки янтаря в XVIII веке были янтарные мастерские при скандинавских дворах - датском и шведском. Изделия этих школ в российских собраниях почти не встречаются. Можно только предположить, что одна из вещей царскосельской коллекции - большой прямоугольный ларец - была связана с именем Лоренца Шпенглера, придворного мастера королей Дании. Ларец погиб во время Второй мировой войны, единственной уцелевшей от него деталью является резная янтарная корона на такой же подушке, венчавшая приподнятую крышку ларца. Эта корона имеет большое сходство с коронами великолепной янтарной люстры, исполненной Шпенглером в середине XVIII века по рисунку Маркуса Тушера для королевского замка Розенборг. Весьма вероятно, что Лоренц Шпенглер является автором ларца из Янтарной комнаты, и исследователям предстоит узнать, как изделие датского придворного мастера могло попасть в частные руки.

 
БЕСЕДКА » -=Новости=- » Вокруг Света » Янтарная комната - часть 2 (Царское село)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |