Тбилисская Пасха
Пасха в Грузии — главный христианский праздник.
На колоколе, который стоит во дворе Свети-Цховели, изображен святой Георгий — покровитель Грузии и грузин
На главный христианский праздник в столице приходят толпы людей. Все несут зажженные свечи; огромный Сионский собор Грузинской православной церкви величаво высится среди тысяч огней. Собор — самое высокое сооружение в этом районе Тбилиси. Он строился с V по XII вв. и посвящен Успению Богоматери.
В полночь огни начинают плавный хоровод вокруг храма. Посреди толпы появляется в праздничных ризах патриарх, за ним несут особо чтимую икону…
— Христос воскресе! — слышится звонкий возглас священника.
— Чешмаритад! — дружно отвечает ему толпа.
Православие пришло в Грузию в IV веке, а его проповедницей, крестительницей народа легенда называет святую Нину (Нино). Она бежала из Римской империи, спасаясь от гонений настроенного против христиан цезаря Диоклетиана.
В Иберии Нина поселилась у одной женщины, работавшей в царских виноградниках. Скоро чужестранка стала известной, поскольку охотно оказывала помощь страждущим.
Призывая имя Христово, она исцеляла больных и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, о Христе Спасителе... Многих, и даже самого тогдашнего царя Мириана, Нино обратила в христианство. За это просветительницу не только возвели в сан святой, но и назвали равноапостольной.
В кафедральном Сионском соборе находится едва ли не главная христианская святыня Грузии — крест Нино, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С ним она и проповедовала до самой своей смерти в 355 году.
Очарование Свети-Цховели
В стародавние времена, вплоть до конца V века н. э., у Картли была другая столица — Мцхета. Она совсем недалеко от Тбилиси. Кажется что последние дома пригородов столицы, еще не закончились, а Мцхета уже началась.
Над небольшим городком, на скале замер монастырь Джвари. В переводе с грузинского Джвари значит «крест». Малый, первоначальный храм был выстроен еще во второй половине IV в.; затем, в 586-605 гг., царь Стефаноз I возвел здесь церковь, стоящую до сих пор. В плане она действительно подобна четырехконечному кресту. За полтора тысячелетия солнце, дожди и ветер источили стены монастыря...
Стоит посмотреть вниз, на город Мцхету, и становится ясно, почему именно здесь построили столицу. Там живописно сливаются воды двух рек, Арагви и Куры. Похоже, именно это место впечатлило Лермонтова, когда он писал свою поэму «Мцыри»:
…Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Здесь не только соединяются реки, но и сходятся дороги из Восточной и Западной Грузии. Стратегический узел, чье значение было оценено еще в античные времена...
Однако с веками стало ясно, что большой город в теснине гор не поместится. Тогда столицей стал Тбилиси, построенный ниже по течению Куры, — там, где горы расступаются и позволяют городу вольно расти.
Старинная хроника Давида Багратиони рассказывает легенду о том, что Мцхету в незапамятные времена основал царь Мцхетос, сын Картлоса — первого правителя Картли. «По смерти Картлоса жена его разделила владения между сыновьями, из коих старший был Мцхетос, который построил город и назвал оный от своего имени — Мцхета.
Другие братья его, Гардабос, Кахос и Гачинос, следовали в делах своих Мцхетосу, как старшему из сынов Картлоса и, назвав его мамасахлисом, что значит «отец дому», вручили ему полную власть над народом»...
Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет еще в эпоху Александра Македонского. Стены города видели римские легионы Помпея и армии персидских шахов...
Современная Мцхета — совсем небольшой городок. О былой славе напоминают развалины крепости на окраине и Свети-Цховели, бывший кафедральный собор Грузинской православной церкви, главное место паломничества туристов. Даже когда столицу перенесли в Тбилиси, царей по традиции продолжали хоронить здесь, под сводами храма, построенного в 1010-1029 годах.
Происхождение названия Свети-Цховели, что в переводе значит «Животворящий Столб», связано с принятием Грузией христианства. По легенде, житель Мцхеты Элиоз, будучи в Иерусалиме, увидел распятие Христа и вернулся домой с реликвией — хитоном Христа. Его сестра Сидония, христианка, прикоснувшись к хитону, тут же окончила свой земной путь. Ее похоронили вместе с хитоном; на могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр.
Первый христианский царь Иберии, Мириан, пожелал воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение царского желания кедр срубили, вырезали из него семь колонн и решили установить их в храме. Шесть колонн поставили, но седьмая не поддавалась — она... повисла в воздухе.
Тогда просветительница Грузии, святая Нино, стала молиться и молилась всю ночь о том, чтобы колонна встала на место. Наутро столб опустился «без прикосновения руки людской»... Мало того, древесина колонны стала мироточить, а драгоценное миро — излечивать больных от тяжелых недугов. Отсюда и появилось имя храма: Животворящий Столб...
В начале XI века патриарх Грузии Мелхиседек начал строить на месте прежней, довольно небольшой церкви новый патриарший храм, кафедральный собор Мцхеты. Строительство Свети-Цховели возглавил зодчий Арсукидзе.
Предание рассказывает, что построенный им шедевр вызвал зависть его учителя; тот оклеветал Арсукидзе, и мастеру отрубили правую руку... Правда это или нет, но над центральной аркой северного фасада собора помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».
Храм несколько раз разрушали и восстанавливали. Особенно пострадал он в конце XIV века, при нашествии Тамерлана, по повелению которого были подрублены опоры церкви. Но собор устоял...
В XV веке, при картлийском царе Александре, Свети-Цховели был капитально отремонтирован. Следы этого ремонта заметны до сих пор; тогда же барабан купола приобрел нынешний вид. В 1656 году над церковью установили шатровое покрытие.
Однажды, ожидая приезда посещавшего Кавказ императора Николая I, местные власти срочно занялись ремонтом храма. При этом — уничтожили старинные арочные галереи и побелили внутренние стены, в результате чего погибли остатки древних фресок...
На фасадах церкви еще видны каменные барельефы конца X - начала XI веков: среди изображений — фигуры летящих ангелов и бычьи головы, уцелевшие со времен первого храма Свети-Цховели... Декоративные арки разной высоты, обрамляя оконные проемы, создают неповторимую игру светотени.
Внутри церковь проста и полна света. Купол опирается на четыре столба. Слева от входа — небольшая часовенка в виде купольной церкви, напоминающая макет знаменитого Иерусалимского храма. Она построена в XIII-XIV веках. В юго-западной части церкви стоит престол, посвященный «святому животворящему древу», — возможно, ранее он занимал центральное место под куполом. Сам чудесный столб при Мелхиседеке был окован золотом и серебром.
Знаменитый патриарх, зачинатель строительства собора Свети-Цховели, некогда оставил свое имя в надписи на величественных парадных воротах в ограде. Было это около тысячи лет назад; потом бури истории разрушили и ворота, и ограду... Сегодня все это восстановлено и предстает перед зрителями во всей своей красе. Перенеся немало переделок, один из самых почитаемых храмов Грузии все же сохранил многое от своего первоначального облика — и тихое очарование древности.
В сердце старого города
Тбилисцы любят удивлять. Вечером мне звонит Иринэ; предупреждает, что зайдет через несколько минут…
Уже вечер, но на улицах не так уж много гуляющих. Горожане, в основном, собираются в своих районах и даже в собственных дворах...
Идем в один из уголков старого Тбилиси, на Мейдан. Это — небольшая площадь прямо под крепостью у набережной Куры. Нас встречает Эльдар, он азербайджанец и при том коренной тбилисец. Предки Эльдара, купцы, поселились здесь сотни лет тому назад. Город стоял на скрещении многих караванных путей, здесь оседали армяне, евреи, азербайджанцы, ассирийцы, курды...
— Да, у нас, в Тбилиси, жили люди почти сотни национальностей, и между ними никогда не было никаких проблем, — рассказывает Эльдар. — А Мейдан — это наша деревня, мы часто собираемся здесь. — Широким жестом он обводит небольшой дворик, устланный коврами. Кругом стоят лавки; тут же жарится шашлык, накрыт большой стол. Сегодня у Эльдара гости: приехали голландцы, снимают большой документальный фильм о старом Тбилиси и его жителях. Эльдар — один из героев фильма.
Голландский режиссер снимает здесь уже не первую, а вторую или третью картину. Манит старый город над Курой, со своим особым, столетиями устоявшимся уютом. Судя по довольному лицу голландца, он приедет еще не раз...
Вечеринка продолжается до полуночи, уже в лавке Эльдара. Здесь повсюду ковры. Это гордость хозяина, — хотя, вообще-то, он собирает разные старые предметы, от открыток с видами Тифлиса до печатных машинок и пианино...
Вот еще имена в моей записной книжке: Пато, Вано, Котэ… Это все таксисты; они — особая прослойка жителей Тбилиси.
Если нужно куда-нибудь добраться в столице Грузии — стоит только сделать движение рукой, и рядом тут же остановится такси. За несколько лари шоферы довезут в любой уголок города. Стоит произнести в машине хоть одну фразу, и вы будете втянуты в долгий, любопытный разговор с таксистом.
...Едем в такси.
— Летом хочу в Сванетию съездить, красиво там! — неосторожно говорю я сидящей рядом Иринэ, и тут же слышится страстный возглас водителя:
— Вай! Конечно, там красота, бесподобная… Но я тебе, генацвале (друг), посоветую Хевсуретию. Вот там удивительная природа, а люди какие! Приезжаешь на час — остаешься на неделю!.. Я туда летом журналистов возил, по горам неделю ездили, они как очумелые носились. Звони, когда приедешь! У меня там родные, приезжай летом, батоно (уважаемый)!..
Пожалуй, и сегодняшний Тбилиси неповторимо обаятелен. Но, может быть, это просто продолжение тысячелетней сказки?..