Как часто ссорятся люди? А как часто ссорятся родители и дети? И, главное, из-за чего? Не будет преувеличением сказать, что многие конфликты происходят из–за того, что мы не можем понять и правильно оценить состояние другого человека, чуждую нам манеру его поведения. Значительная часть конфликтов является всего лишь результатом банального непонимания. И как, спросите Вы, научиться правильно понимать и реагировать на чужие слова? Ниже мы попробуем рассмотреть несколько типичных семейных ситуаций и решить, как стоит в них себя вести и что при этом следует говорить. Ведь недаром утверждается, что воспитание начинается со слов… Ситуация № 1
Ребенок приходит из школы расстроенный. С другом поругался, замечание в дневник получил, контрольную написал плохо:
– Все надоело! Столько вчера просидел за учебником, а все напрасно. Все равно пару влепят. Хоть из окна бросайся!
Обычная реакция мамы:
– Я уверена, что ты хорошо написал все. Нужно только до завтра подождать
Совет педагога:
Это реакция говорит о том, что точка отчета для мамы – это ее ребенок. Высказывание ее о том, что она «уверена в правильности», подкрепляет неправильное формирование самооценки ребенка. Намного лучше будет сказать: «У тебя сегодня просто неудачный день». Эта фраза не содержит никакой оценки. Также хорошо попробовать перефразировать его слова – тогда ребенок почувствует, что мама его понимает. Главное – «разговорить» ребенка и понять его эмоциональное состояние, настроить его на диалог и показать «взрослые пути» выхода из неприятной ситуации.
Ситуация в разрезе:
Родителям надо научить ребенка справляться с гневом и отчаянием. Он имеет право испытывать разные эмоции. Если родители не хотят, чтобы ребенок говорил слова с негативной коннотацией, то нужно научить его другим способам выражения своих эмоций. Можно предложить вместе пойти в лес и покричать, побегать вокруг дома или просто порвать бумажки.
Ситуация № 2
Мама гуляет с малышом во дворе. Соседка угощает кроху конфетой. Мама: Что нужно сказать доброй тете?
Ребенок уже вовсю хрустит конфетой и мычит в ответ.
Обычная реакция мамы:
В следующий раз, перед тем, как засовывать конфету в рот, надо сказать «спасибо»!
Совет педагога:
Эта ситуация, в которой маме нужно проявить большой такт. Импульсивное поведение малыша понятно. Если кроха уже вовсю хрустит, то после надо сказать: « Ты скушал конфетку, а теперь давай скажем «спасибо» и расскажем доброй тете о том, какая она была вкусная. А в следующий раз надо будет сначала тетю поблагодарить, а потом уже есть».
Ситуация в разрезе:
Научить ребенка быть благодарным – очень важная задача родителя. Вовремя не сказанное «спасибо» может принести много вреда воспитанию, а следовательно, и дальнейшей жизни малыша. Да, порой приходится заниматься «воспитанием» при посторонних и они сомневаются, стоит ли в присутствии чужих людей устраивать неприятные сцены. Но надо помнить, что снисходительность не принесет пользы ни ребенку, ни родителям. Взрослые снова и снова будут испытывать неловкость и смущение из-за невоспитанности детей. Безусловно, необходимо помнить о чувствах ребенка и, если можно, делать ему внушение, отведя в сторону, сдержанно и деликатно.
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» – эти и многие другие пословицы свидетельствуют о том, что наши предки придавали большое значение традициям (в частности, традициям социального общения), осознавали их множественность. И сегодня, в век унификации многих сторон жизни, этнические особенности не утратили своих позиций.
Ситуация № 3
Дети играют в песочнице. Вдруг воздух сотрясает крик:
– Мама! Он отнял у меня мою машинку! Пусть сейчас же отдаст обратно!!!
– Нет, это мой грузовик! Я с ним буду играть!
Дети начинают драться…
Обычная реакция мамы:
Перестаньте драться! Все, я забираю грузовик, чтобы вы в следующий раз помнили, что игрушками надо делиться, а не ссориться из-за них!
Совет педагога:
Если ребенку 3 года, то здесь родителям надо знать, что ребенок только учится своим границам. Поэтому часто машинку он считает продолжением себя и ею очень трудно с кем-то делиться. Реакция мамы тоже понятна: драку нельзя поощрять и надо обязательно вмешаться.
Но вмешаться не с тем, чтобы наказать, а чтобы показать детям способы мирного решения конфликта. Например, остановить малышей, взять их за руки и спокойно рассказать, что можно просто обменяться игрушками.
Ситуация в разрезе:
Конечно, маме намного легче решить проблему своим быстрым вмешательством. Но подобная тактика не помогает детям развивать положительные качества характера. Им надо учиться перебарывать свой гнев, не выливать негативные эмоции на окружающих и мириться с тем, что они живут в обществе, где необходимо учитывать интересы других.
Интересно, что правила приличия, существующие у одного народа, другими могут восприниматься как правила неприличия. И. Эренбург в романе «Люди, годы, жизнь» пишет: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, Вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура черный, в Китае – белый. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Но если европеец начнет восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет – того требует вежливость. Меня мать учила, что в гостях нельзя ничего оставлять в тарелке. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается – нужно показать, что ты сыт».
Я хочу трудиться!
Где и когда…
Китайцы непременным атрибутом ума считают трудолюбие, ответственность перед обществом. Трудолюбие является также важной чертой поведения японца и немца. Но немцы трудятся размеренно, организованно и планомерно, японцы же делают это самозабвенно, стараясь получать удовольствие от труда. Русское трудолюбие носит авральный и азартный характер.
Ситуация № 4
Ребенок раскапризничался за столом: «кашу не хочу», «суп не буду». Сдавшаяся мама предлагает «что-нибудь вкусненькое», но ребенок по-прежнему бузит, уже по инерции:
– Вообще ничего не буду. И булочку не буду, и конфетку не буду. Ни-че-го!
Обычная реакция мамы:
Малыш, надо все-таки что-нибудь скушать, иначе ты не вырастешь большим. Будешь всегда хиленьким и маленьким.
Совет педагога:
Так говорить ребенку не советуется – не надо навешивать ярлыки. Просто стоит подумать, а не перебил ли себе кроха аппетит?
Ситуация в разрезе:
Если ребенок отказывается есть, то, возможно, он просто уже сыт? Или же пришел с прогулки и единственное, чего он хочет, – это прилечь отдохнуть? Эти варианты мама всегда должна учитывать и не идти вразрез с его потребностями. Также детей с раннего детства нужно учить делать выбор, спрашивая: «Ты будешь чай или какао? Гречневую или манную кашку?». Тогда проблем за столом будет намного меньше.
Ситуация № 5
У ребенка неприятности в школе. Вечером родителей ждали заявления «завтра не пойду ни за что». На утро ребенок сдерживает обещание и упирается как может:
– Я больше туда ни ногой! Даже силком не затащите! Надоело мне там! И скучно. Вообще не нужна мне она!
Обычная реакция мамы:
– В школу ходят все дети. И ты тоже должен! Это твоя обязанность, так что будь добр больше этот вопрос не поднимать!
Совет педагога:
В этой ситуации маме лучше разобраться в ситуации и найти причину дискомфорта, а не «открещиваться» от ребенка.
Ситуация в разрезе:
Так не бывает, что ребенку всегда хочется в школу. Даже если он хорошо учится, всегда будут моменты ненависти ко «второму дому». Родители вместе с детьми должны искать что-то хорошее в школе, чтобы ассоциации с ней у малыша были только положительные. Если он возвращается из школы в плохом настроении, это лишь признак того, что у него неприятности и он хочет поделиться ими с родителями. В этот момент должны быть открыты все пути для общения с ребенком. Время от времени у ребенка возникают проблемы – это нормально. Но нельзя допускать, чтобы это происходило ежедневно.