Катастрофическое повышение цен на бензин и глобальное изменение климата, похоже, мало трогают немецких автолюбителей. Как и прежде, ежедневно на дорогах простаивают в пробках миллионы машин. При этом все большей популярностью пользуются дорогие, шикарные авто, даже несмотря на то, что потребляют они порой до 20 литров топлива на сотню километров пути.
Автомобили класса «люкс» не только обходятся владельцу дороже, но и выкидывают в воздух намного больше отбросов, чем малолитражки. Чтобы ограничить такое экологическое свинство, Европейское сообщество собирается к 2012 году путем запретов добиться того, чтобы средний автомобиль выделял не более 130 миллиграммов углекислого газа на пройденный километр. Для сравнения: у некоторых новых моделей от BMW и Audi этот показатель в два с лишним раза больше.
Чтобы не просто идти в ногу со временем, но быть впереди всех, Бавария теперь первой из федеральных земель затеяла так называемую «Автомобильно-климатическую инициативу». Первое закрытое заседание на высшем уровне в рамках этой инициативы состоялось на днях в Нюрнберге.
«Холодно, как в рефрижераторе», – заметил баварский министр экологии Шнаппауф (Werner Schnappauf), выходя из зала заседания. Однако относится это только к работе кондиционеров, а вот рабочая обстановка на встрече была достаточно накаленной. В заседании, помимо ведущих политиков, включая земельного премьер-министра, приняли участие представители Audi, BMW, ряда промышленных объединений и ADAC.
Результатом переговоров стало, разумеется, решение сосредоточить взаимные усилия правительства и промышленников на том, чтобы сделать автомобили более экологичными. Однако вместе с тем Бавария решительно выступает против единой для всех ограничительной нормы. Шеф BMW Райтхофер (Norbert Reithofer) поддержал это воззрение: «Единая норма невозможна просто по физическим причинам. Разве что мы хотим получить единый автомобиль для всех – но подобный эксперимент уже известен в немецкой истории под именем Trabant».
Премьер-министр Штойбер (Edmund Stoiber) дал понять, что самой первой мерой будет введение с 2008 года нового налога на легковой транспорт, привязанного к выбросам углекислого газа. Министр экономики и транспорта Хубер (Erwin Huber) уточнил, что это затронет не только новые, но и старые автомобили. Сегодня средний возраст немецкого автомобиля составляет 8,5 года, но за экологию придется одинаково платить и владельцам шикарных лимузинов, и водителям подержанных драндулетов. Некоторые критики, однако, считают, что подобное уложение будет слишком сложным и сработает только на локальном уровне, в то время как необходимо эффективное общеевропейское решение.
Как замечают специалисты, баварским автопромышленникам будет очень нелегко приспособить свою продукцию под изменяющиеся условия. Сосредоточив свои усилия в первую очередь на производстве дорогостоящих автомобилей, они сильно запустили развитие экономичных и экологичных технологий. Считается, что в этой области мы отстаем от японцев уже на добрый десяток лет.
Предприниматель и изобретатель Хайек (Nicolas Hayek), разработавший когда-то прототип гибридного автомобиля Smart, обвиняет немецкую автоиндустрию в высокомерности и желании производить все только «самое большое». Хайек в свое время вышел из проекта по выпуску Smart из-за того, что производитель отказывался использовать в автомобиле те самые экономичные технологии, ради которых он и задумывался.