Всё более заметный рост немецкой экономики и оптимистичные прогнозы экономистов дают повод снова задуматься о перспективности самостоятельной предпринимательской деятельности. Сложности, связанные с выводом на рынок нового предприятия, заставляют многих начинающих предпринимателей вернуться к вопросу о возможности покупки действующего предприятия . О шансах и риске, связанных с приобретением готового бизнеса, рассказывает наш консультант Дмитрий Вайсбанд.
Создание нового предприятия нередко сравнивают с шагом в неизвестность. Удастся ли найти клиентов? Удастся ли контролировать издержки? Хватит ли прибыли предприятия для его развития? – этими и другими непростыми вопросами задается будущий предприниматель. Тщательная подготовка, изучение рынка, опыт работы в избранной отрасли снижают риск, однако неизвестность остается неизвестностью и большинство новичков испытывают в этой связи понятную тревогу.
Более надежной альтернативой, на первый взгляд, кажется покупка действующего бизнеса. В пользу такого решения говорят следующие аргументы:
- У действующего предприятия есть текущая отчетность, из которой можно выяснить его оборот, издержки и прибыль, а следовательно, получить представление о том, какие показатели могут быть у этого предприятия.
- Приобретая предприятие, новый владелец получает доступ к его нынешним клиентам, которые могут стать и его клиентами.
- Нормально работающее предприятие обладает командой квалифицированных исполнителей и хорошо отлаженным бизнес - процессом.
Анализ вышеназванных данных имеет большое значение для прогноза успешности предприятия, а возможность их использования переоценить трудно. Однако всецело доверять данным перенимаемого предприятия не следует. Причина такой осторожности связана с тем, что объектами перенятия обычно являются малые и средние предприятия, в которых чрезвычайно многое зависит от личности его владельца, от его личных связей с клиентами, поставщиками и сотрудниками, от его энергии, предприимчивости, умения рисковать и т.д. По данным исследований, проводившихся в рамках реализации проекта nexxt, смена владельца предприятия приводит к потере от 15 до 70% клиентов, а это означает потерю 15-70% оборота. Нередко с уходом прежнего владельца предприятие покидает и часть персонала. Этому процессу можно воспрепятствовать, повысив зарплату персоналу, но дополнительные издержки могут серьезно сказаться на рентабельности бизнеса. И наконец, поставщики, привыкшие доверять старому владельцу предприятия, далеко не всегда соглашаются сохранить существующие условия поставок для нового владельца.
Другой сложностью в процессе перенятия предприятия является то, что объекты, предлагаемые к продаже не в связи с разорением их владельца, обычно переоценены. Причины такого положения дел кроются в психологии человека. Продаваемое предприятие обычно является делом всей жизни его владельца, а оценить дело жизни в денежном эквиваленте очень сложно. Разумеется, что торг в таком деле вполне уместен и о цене можно договориться, но, во-первых, сам по себе торг занимает много времени, а во-вторых, в ходе торгов отношения между покупателем и продавцом обычно ухудшаются. Такое развитие событий нежелательно для обеих сторон, поскольку хотелось бы, чтобы бывший владелец предприятия стал его консультантом и поддержал нового владельца в принятии наиболее сложных решений.