Девиз «Fordern und fördern» («Требовать и помогать»), под которым происходило введение комплекса законов о реформе рынка труда (Hartz IV), должен был наглядно отражать две главные цели этого мероприятия: помочь безработным вернуться к труду и восстановить у части из них понимание необходимости и навыков трудиться. Прошедшие два года показали: хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
«Устранить зависимость от государственной помощи путем предоставления возможности дополнительного заработка за последние два года не удалось»,- к такому выводу пришли авторы исследования, проведенного нюрнбергским Институтом исследования рынка труда и профессиональной деятельности (IAB). Подавляющее большинство безработных «не готово согласиться на предложенную работу», 77% отказываются от рабочих мест с более низким вознаграждением, чем на прежней работе. И лишь 15% опрошенных согласились бы поменять место жительства, чтобы занять одну из миллиона имеющихся в Германии вакансий. В целом, утверждают исследователи, мероприятия, которые должны были стимулировать поиск безработными новой работы, себя не оправдали. Одним из них является принудительное (отказ может повлечь за собой урезание пособия) направление на «одноевровую» работу. Как утверждает один из авторов доклада Йоахим Вольф (Joachim Wolf), спустя 20 месяцев шансы на постоянное трудоустройство западногерманских женщин, имевших Ein-Euro-Job, были на 3% выше, чем у тех, кто не имел подобной возможности. Несмотря на то что эта мизерная цифра находится в пределах статистической погрешности, Вольф всё же делает вывод, что для этой группы населения нововведение оказалось, скорее, полезным.
В случае же молодых безработных, прошедших школу «одноевровой» работы, вообще никаких успехов не наблюдалось. Интересно, что на молодых людей в возрасте до 25 лет, составляющих 10% всех безработных в стране, приходится четверть от 750 тыс. имеющихся Ein-Euro-Job. Вольф замечает в связи с этим, что «имеет место опасность того, что молодые люди, которые и так могут найти работу, оказываются наиболее востребованными на „одноевровой" работе». Впрочем, стоит ли этому удивляться: соблазн работодателя заполучить молодого работника, которому ничего не надо платить, несомненно, велик. Особенно велик этот соблазн, если молодой человек обладает достаточной квалификацией. Кроме того, что этот почти бесплатный труд (оплачиваемый, кстати, из государственной кассы) развращает как работодателя, так и работника, имеется еще ряд негативных эффектов. Работая на «одноевровой» работе, получатель пособия на протяжении минимум шести месяцев теряет время, которое мог бы использовать для активных поисков нового рабочего места. А поскольку Ein-Euro-Job практически никогда не ведет к заключению постоянного трудового договора, то и отношение к этому мероприятию соответствующее- как к возможности легально подзаработать к пособию. В то же время Йоахим Вольф отмечает, что немолодые безработные, длительное время получающие пособие, смогли извлечь пользу из такой формы занятости. По его словам, для них Ein-Euro-Job - своего рода проверка готовности к труду и тренировка несколько утраченной привычки трудиться. Правда, количественного выражения эта «польза» в докладе не нашла.
Вероятно, правильнее было бы говорить о своеобразной «трудотерапии», помогающей не впасть в депрессию.
Само исследование также было подвергнуто критике. Ознакомленные с его результатами специалисты отмечают, что подбор респондентов для проведения опросов не позволяет оценить реальную картину. В докладе слабо представлено мнение безработных мигрантов, которые составляют 18% получателей пособия AlG II. Почти не опрашивались безработные среднего и пожилого возраста. Возможно, главная задача исследования состояла в выявлении причин длительной безработицы среди молодежи, поскольку правительство намерено сократить средний срок поиска работы представителями этой категории до трех месяцев. Картину нельзя считать объективной еще и потому, что анализировались лишь данные 2005 г., когда на рынке труда наблюдалась полная стагнация. Но ведь самый главный вопрос состоит в том, срабатывают ли механизмы Hartz IV в тот момент, когда рынок труда активизируется. Кто в первую очередь заполняет образовавшиеся вакансии: бывшие безработные, вновь подготовленные специалисты, гастарбайтеры или просто «перебежчики», сменившие работодателя в поисках более высокой зарплаты?