Эксперты ADAC составили перечень важнейших изменений, дополнений и т.п., имеющих отношение к дорожному движению, которые должны вступить в силу в 2007 году. Часть из них уже действует, а некоторые только рассматриваются и обсуждаются. Повышение штрафов. Министры путей сообщений федеральных земель планируют резко повысить штрафы за превышение скорости и езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Пока министры сошлись на том, что и после повышения штрафы не выйдут за действующие в настоящее время рамки. Максимальная сумма штрафа составляет на сегодня 1000 евро за превышение скорости и 1500 евро за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии или «под кайфом».
Зарубежные штрафные квитанции. Ориентировочно с осени немецкие власти начнут взимать с водителей штрафы за нарушения правил дорожного движения, совершенные за границей, если сумма штрафа составляет как минимум 70 евро. Водитель, получив штрафную квитанцию за рубежом и не оплатив ее на месте, может получить соответствующее уведомление по почте. А поскольку типовое постановление ЕС не содержит пункта о том, что существующие и правомерные штрафные санкции не имеют обратной силы, штраф могут потребовать за нарушение, совершенное весной или летом. Необходимо учитывать и то, что штрафные квитанции из-за рубежа могут оказаться, так сказать, «хорошо замаскированными». Так, в конверте из Австрии, на котором в качестве отправителя указывается, к примеру, «Salzburger Land» или «Mozart-Land», могут находиться не рекламные материалы, а уведомление о штрафе. При неуплате в срок австрийские власти вправе увеличить сумму в три раза.
Полный запрет на алкоголь для новичков. Для лиц в возрасте 25 лет, недавно получивших водительские права (Fuehrerscheinneulinge/Fahranfaenger), в середине года планируется ввести полный запрет на вождение в нетрезвом состоянии. В течение двухлетнего испытательного срока им запрещено будет садиться за руль после употребления спиртных напитков даже в крайне незначительных количествах. В организме водителя-новичка не должно содержаться никаких следов алкоголя (Null-Promille-Grenze). Таким образом законодатели надеются уменьшить число аварий, совершаемых водителями данной возрастной группы. Только за 2005 год в авариях погибло более 800 молодых людей, а почти 65 тысяч получили ранения и травмы.
Заграничные водительские права. Человеку, лишенному водительских прав в Германии за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, больше не удастся получить новое водительское удостоверение за границей. Третья директива ЕС касательно водительских прав предусматривает обязанность государств ЕС признавать права, выданные в других государствах Евросоюза. Однако она не распространяется на случаи злоупотребления субъективным правом. Именно этот случай имеет место, когда водитель получает новые права в другом государстве ЕС, чтобы «обойти» медико-психологическое обследование (MPU) в Германии (в просторечии «идиотентест»). Поэтому после вступления директивы в силу немецкие ведомства перестанут в таких случаях признавать водительские права, выданные в других странах.
Авария за границей. В государствах, входящих в Европейский Союз, упростится урегулирование проблем, связанных с ущербом в результате аварии, которая случилась за границей. Это относится и к авариям на территории Болгарии и Румынии, ставших членами ЕС с 1 января. Претензии, касающиеся материального ущерба, немецкий водитель теперь может предъявить и по возвращении домой. Объединение страховых компаний по телефону 018025026 (6 центов за звонок) дает справки о том, какая страховая компания в Германии уполномочена улаживать проблемы, связанные с нанесением ущерба (Schadenregulierungsbeauftragte). Еще одно нововведение, распространяющееся на все государства ЕС: если авария произошла за границей, пострадавший может подать в суд на страховую компанию своего «противника» (Kfz-Haftpflichtversicherung des Unfallgegners) и в собственной стране. Однако в ходе процесса будут действовать правовые положения того государства, на территории которого случилась авария.
Экспертиза транспортных средств. Экспертизу транспортных средств на соответствие действующим положениям и нормам (Die Begutachtung der Vorschriftsmaessigkeit von Fahrzeugen; ранее § 17 Abs. 3 StVZO) с 1 марта вправе проводить исключительно официально признанные эксперты и контролеры или инженеры-контролеры (amtlich anerkannte Sachverstaendige und Pruefer sowie Pruefingenieure). Административные учреждения вправе требовать представления соответствующего заключения экспертизы, если имеется повод предполагать, что транспортное средство не соответствует предписаниям Положения о допущении транспортных средств к уличному движению (Strassenverkehrs-Zulassungsordnung).
«Исторические» машины. Для «исторических» машин (Oldtimer) сохранятся два вида номерных знаков - «черные» с буквой Н и «красные», начинающиеся цифрами 07. «Черные» предназначены для водителей, использующих свои древние машины для повседневных разъездов. С 1 марта для получения «черного» номерного знака необходимо заключение экспертизы о признании машины старинной (Gutachten zur Einstufung als Oldtimer), ранее согласно § 21c StVZO, ныне согласно § 23 StVZO. С 1 марта подобную экспертизу вправе осуществлять также инженеры-контролеры, а организацию, которая проведет экспертизу, владелец машины вправе выбрать по собственному усмотрению. Ранее экспертизы подобного рода осуществлялись только официально признанными экспертами в области дорожного движения.
С «красными» номерными знаками, дающими право на налоговые льготы, разрешается совершать поездки исключительно в рамках выставок, пробегов, клубных встреч и прочих мероприятий, связанных со старинными автомобилями, включая проезд туда и обратно, испытательные, пробные и перегонные поездки. В то же время владелец вправе использовать один и тот же «красный» номерной знак для нескольких старинных машин (Wechselkennzeichen). С 1 марта «красные» номера выдаются только на те автомобили, которые впервые появились на дорогах более 30 лет назад (ранее этот срок составлял 20 лет). Обладатели «красных» номеров, полученных до 1 марта, смогут пользоваться ими и дальше. Для получения такого номера машина должна пройти обследование в объеме техосмотра (Hauptuntersuchung). Старые автомобили возрастом от 20 до 30 лет переходят в категорию «Youngtimer». Их владельцам придется регистрировать свои машины в общепринятом порядке и обзаводиться обычными или сезонными номерными знаками.
Утилизация автомобилей. Избавиться от старой машины стало гораздо проще. С 1 января все производители и импортеры автомобилей в Европе обязаны бесплатно принимать обратно отслужившие свое и пришедшие в негодность автомобили общим весом до 3,5 тонн соответствующих марок.
Возобновление регистрации (Wiederzulassung). Возобновить регистрацию временно изъятого из эксплуатации транспортного средства стало намного легче. Для новой регистрации автомобилей или мотоциклов, изымавшихся из эксплуатации на срок не более семи лет, с марта достаточно представить документ о прохождении обычного техосмотра. При этом прохождение техосмотра обязательно только в том случае, если его надлежало провести в истекший период времени. Поэтому если автомобиль не эксплуатировался более 18 месяцев, но после последнего техосмотра прошло менее двух лет, машина может быть снова зарегистрирована даже без техосмотра. То же касается проверки на безопасность (Sicherheitspruefung) для грузовых автомобилей и автобусов (Nutzfahrzeuge) и исследования выхлопных газов (Abgasuntersuchung). До сих пор транспортные средства, не эксплуатировавшиеся более 18 месяцев, считались окончательно выведенными из обращения, и для их новой регистрации требовалось проведение дорогостоящего полного техосмотра.
Ремни безопасности. Водители легковых автомобилей и небольших грузовиков общим весом до 3,5 тонн не имеют права брать больше пассажиров, чем имеется в машине ремней безопасности. В автомобилях, для которых пока отсутствуют предписания по поводу ремней безопасности (например, Oldtimer), количество пассажиров не должно превышать число сидячих мест, на которое рассчитан автомобиль по документам. При этом закон не требует обязательного дополнительного оснащения подобных машин ремнями безопасности, но в них запрещается перевозить детей в возрасте до трех лет, а детей постарше (ростом до 1,50 метра) можно перевозить исключительно на заднем сиденье. Если на заднем сиденье нового автомобиля не хватает места для третьего детского сиденья, детей старше трех лет разрешается в виде исключения пристегивать ремнями безопасности, предназначенными для взрослых.
Конец «мертвого угла». Министры дорожного движения государств Евросоюза постановили, что все грузовые машины общим весом более 3,5 тонн, зарегистрированные начиная с 2000 года, с 2008 года должны быть оснащены дополнительными зеркалами сзади справа. Благодаря этому водители смогут видеть велосипедистов, машины и пешеходов при осуществлении маневра поворота. Новые грузовики оснащаются вышеуказанными дополнительными зеркалами с 26 января. До сих пор на дорогах Европы ежегодно погибало в среднем по 400 человек из-за того, что водители грузовиков не замечали их, совершая поворот.
Налог на трейлеры. Бундестаг принял решение о введении специальной ставки автомобильного налога на трейлеры (Kfz-Steuer fuer Wohnmobile), который должен вступить в силу «задним числом» с 1 января 2006 года. Налог на трейлеры будет исчисляться, исходя из уровней выброса вредных веществ (Schadstoffemissionen/Schadstoffausstoss) и общего веса машины. В результате налог на трейлеры будут выше таковых на грузовые автомобили, но ниже, чем на легковые машины. Для владельцев трейлеров это означает двойной удар по карману. Во-первых, средний возраст трейлеров в Германии составляет 12 лет, так что по уровню выброса вредных веществ далеко не все они отвечают новейшим нормам, что автоматически влечет за собой повышение налога. Во-вторых, из-за введения закона в действие «задним числом» им придется с небольшим интервалом уплатить повысившийся налог дважды - за 2006-й и 2007-й годы.
Двухколесные транспортные средства. 1 марта начинается новый страховой год для двухколесных транспортных средств типа мопедов, мотороллеров и велосипедов с мотором (Motorfahrrad -- Mofa), а также четырехколесных Quads с объемом двигателя до 50 куб. см и максимальной скоростью 45 км/час. С этого дня подобные транспртные средства могут участвовать в дорожном движении только при наличии нового зеленого номерного знака вместо прежнего голубого. Напоминаем, что для Quads с 1 апреля 2006 года предусмотрены процедуры исследования выхлопных газов и субъективного определения экспертом уровня издаваемого шума.
Оказание первой помощи. С января в Германии действуют новые директивы по оказанию первой помощи пострадавшим. Их необходимо знать прежде всего тем, кто готовится к сдаче экзамена на водительские права. Эти директивы разработаны европейскими экспертными группами в соответствии с новейшими научными достижениями и «взяты на вооружение» всеми немецкими организациями по оказанию помощи. В частности, укладывать потерявшего сознание человека на бок, чтобы он не задохнулся, следует теперь в три, а не в пять приемов. Если пострадавший находится без сознания и не может нормально дышать, надлежит сразу же начинать закрытый массаж сердца, не тратя времени на предварительное измерение частоты пульса, а потом дважды сделать искусственное дыхание изо рта в рот. Исчерпывающую информацию по этому вопросу можно получить в организациях по оказанию помощи по месту жительства, а также на сайтах http://www.bageh.org/ и www.drk.de/erstehilfe.
Директива о защите дизайна. Производители автомобилей удерживают монополию на внешние запчасти для машин типа крыльев и бамперов, имея на этом миллиарды. Свободной конкуренции в этой области препятствует так называемая защита дизайна. В 2007 году ожидается принятие новой директивы Евросоюза, способствующей отмене монополии и, в результате, снижению цен на некоторые запчасти.
Запреты на въезд в Южном Тироле. В Brixen, Bozen, Meran и других городах и городках Южного Тироля действуют временные запреты на въезд для отдельных категорий автомобилей, прежде всего старых машин с дизельными и бензиновыми двигателями. Подробную информацию по этому вопросу можно получить по www.provinz.bz.it/guteluft/massnahmen/verkehr.
Новые автобаны. В 2007 году сеть автобанов в Германии должна увеличиться еще на 33 км. В частности, к декабрю планируется сдать в эксплуатацию 9-километровый отрезок автобана А73 Suhl-Lichtenfels между Roedental и Ebersdorf. Намечено расширить автобан А66 Франкфурт-Фульда между Schluechtern-Nord и Neuhof-Sued и закончить расширение этого автобана до шести полос между Висбаденом и Франкфуртом. Переоборудование этого участка дороги протяженностью 8,4 км должно быть полностью завершено в 2008 году. Планируется также начать расширение А661 к востоку от Франкфурта с четырех до шести полос. В Австрии будут продолжены работы на А6 с целью обеспечения прямого сообщения между Веной и Братиславой; к концу года войдет в строй 22-километровый участок дороги между Bruck an der Leitha и пограничным контрольно-пропускным пунктом Kittsee. В Хорватии проходящий вдоль побережья Далмации автобан А1 станет на 37 км длиннее. Он пройдет через Сплит и далее в сторону Дубровника. На автобане М7 в Венгрии до декабря будут закончены три новых отрезка. В результате войдет в строй прямая скоростная трасса от Будапешта вдоль восточного берега озера Балатон и до границы с Хорватией.
Удар по карману. Приобретение, содержание и эксплуатация автомобиля обойдутся в 2007 году существенно дороже. В общей сложности государство планирует дополнительно выжать из владельцев легковых автомобилей порядка 6 млрд. евро.
- В результате повышения с 16 до 19% налога на добавленную стоимость и страхового налога вырастут затраты на горючее и связанные с автомобилями страховки; подорожают сами машины, их ремонт и техническое обслуживание. Членам Немецкого автомобильного клуба ADAC придется платить взносы в размере 44,50 евро в год (16,10 евро для партнера); членство ADAC-Plus обойдется в 79,50 евро (19,20 евро для партнера). Льготный тариф (например, для молодежи) составит 33,30 евро.
- В результате принудительного добавления с 1 января биокомпонентов к дизельному топливу и бензину и с учетом повышения налога на добавленную стоимость цена любого сорта горючего возрастет как минимум на 5 центов за литр.
- В результате введения нового Pendlerpauschale возможность списывать с налогов расходы на поездки на работу в размере 30 центов за километр сохранится только для наемных работников, проживающих на расстоянии 21 км и более от места работы. Для сотрудника, ездящего на работу на своем автомобиле на расстояние более 20 км, дополнительное финансовое бремя составит как минимум 600 евро в год.
- В результате введения налоговой доплаты для владельцев автомобилей с дизельными двигателями, не оснащенных фильтрами для улавливания частичек сажи (Steuerzuschlag fuer Dieselfahrzeuge ohne Russpartikelfilter), им придется с 1 апреля дополнительно платить по 1,20 евро за каждые 100 куб. см объема двигателя.