ХИТРОСТЬ БЕДНЫХ ВЛЮБЛЕННЫХ ...Если вам когда-нибудь придется посетить Лондон, пройдите к зданию бывшей биржи — оно сохранилось и поныне. Напротив биржи стоит суровый темный памятник. Он воздвигнут в честь члена палаты общин английского парламента, королевского почтмейстера сэра Ролланда Хилла. На Западе этого человека считали главным реформистом почтовой связи. Ему, стало быть, и лавры благодетеля человечества.
В Англии до сих пор живет традиционная легенда о трогательной заботе, которую якобы проявил сэр Ролланд Хилл по отношению к простым людям. В 1836 году, путешествуя по Ирландии, он увидел, как почтальон вручил письмо служанке местной гостиницы. У девушки не оказалось шиллинга, чтобы оплатить доставку письма, и она вынуждена была возвратить письмо обратно.
— От кого же письмо? —поинтересовался Хилл.
— От моего жениха, — ответила юная ирландка.
— Очень жаль, что вы лишены возможности прочитать письмо любимого человека, — посочувствовал Хилл и предложил шиллинг
Но, к его удивлению, она отказалась от денег. Почтальон положил письмо в сумку и ушел.
— Не беспокойтесь, сэр, — сказала девушка Хиллу. — Я уже знаю, о чем было написано в письме. Надеюсь, вы Не будете осуждать моего жениха, но письма, собственно, Не было. Конверт был совершенно пустым. Зато на концерте имелись незаметные для других условные значки, по которым я узнала все, что он хотел мне сказать. Я, в спою очередь, поступаю точно таким же образом. Ведь платить за письмо шиллинг — это слишком дорого для нас.
Сэр Хилл великодушно простил эту маленькую хитрость бедных влюбленных. Действительно, они не в состоянии платить такие большие деньги за доставку письма. Но в таком же положении находятся и все простые люди.
И вот сэр Хилл внес в парламент закон о почтовой реформе. Закон был принят, и теперь за письмо весом в пол-унции1 (это чуть побольше 14 граммов) стали повсеместно брать единую плату — одно пенни. Такая сумма не обременяла даже простолюдинов, и они начали широко пользоваться услугами почты. От этого выиграло и государство: оно не потерпело никаких убытков, потому что благодаря своей массовости и общедоступности почта стала приносить значительные доходы.
Тогда, естественно, возник вопрос о какой-то квитанции которая удостоверяла бы оплату почтовых услуг. Такую квитанцию предложил английский книготорговец Чалмерс. Нет ничего проще, рассуждал он, как купить эту квитанцию в любом отделении почтового ведомства и наклеить На конверт.
Идея Чалмерса понравилась почтовому ведомству своей предельной простотой, исключающей сложные расчеты и облегчающей технику оплаты.
И такая квитанция — в виде той самой марки, которую и по сей день наклеивают на конверт во всех странах мира — впервые появилась на свет 1 мая 1840 года (официально—6 мая)1.
Рисунок первой марки был очень простым. Портрет английской королевы Виктории, цена— вот и все ее содержание. Но теперь экземпляры этого первого выпуска почтовых марок (они известны под названием «черный пенни») стали большой редкостью. Считают, что в коллекциях филателистов их сохранилось всего несколько десятков штук.
Если отбросить легенду, то надо признать. что Хилл и Чалмерс действительно имеют существенные заслуги в совершенствовании почтовой связи, потому что предложенные ими принципы не утратили своей целесообразности и в наше время.
Но, вопреки красивой легенде, реорганизаторами английской почты руководила вовсе не идиллическая забота о влюбленных, а соображения весьма прозаической коммерческой выгоды.
1 В зарубежной филателистической литературе в последние годы стали появляться утверждения о том, что самая первая в мире почтовая марка вышла в Греции в конце 30-х годов прошлого века. Сохранились ее единичные экземпляры. Однако приоритет Греции в выпуске почтовых марок вызывает сомнение. В конце 30-х — начале 40-х годов Греция кипела бурными политическими событиями. Вряд ли в это время кто думал о нововведениях на греческой почте, которая к тому же по уровню своей организации значительно уступала английской, Точная дата выхода греческой марки не установлена.
Вспомним о памятнике Хиллу и поинтересуемся, кто его поставил. Эту честь Хиллу оказали английские купцы и знак благодарности за реформу. Англия в то время имела самую развитую в мире торговлю. Купцы были основными клиентами почты, но она не устраивала их из-за громоздкости системы связи и исключительно высоких тарифов.
Сэр Хилл понял, что несовершенства почтовой связи стали серьезным тормозом в развитии торговли и, следовательно, экономики государства. Его законопроект получил одобрение именно потому, что в тех условиях он оказался очень своевременным и положительно влиял на государственные интересы Великобритании.
Дальше у почтовой марки начинается, можно сказать, триумфальное шествие по всей земле. Вслед за Англией почтовые марки выпускает Франция. Появляются они в Италии, Германии и других странах, всюду получая всеобщее признание.
Быстро расширялись и экономические связи между государствами. Это в свою очередь выдвинуло необходимость придать почтовой марке международное значение. В 1874 году в Швейцарии, в городе Берне, собрался первый почтовый конгресс, который образовал Всемирный почтовый союз. В числе других стран в него вошла и Россия.
Теперь марки любого государства — члена этого союза — получили право хождения в других странах, состоящих в нем. На международную корреспонденцию был установлен единый тариф.
В подготовке и создании Всемирного почтового союза важную роль сыграл статс-секретарь германского ведомства почт и телеграфов Генрих фон Стефан (1831—1897). Во второй половине прошлого века его имя было очень популярным не только в Германии, но и во многих странах мира. Сын простого рабочего из города Штольпа, Стефан отличался прогрессивными взглядами. На службу в почтовое ведомство он пришел двадцатилетним юношей. Несмотря на плебейское происхождение, Генрих Стефан быстро продвигался по службе благодаря многим ценным усовершенствованиям в почтовом ведомстве. В 1870 году его назначили главноуправляющим почт и телеграфов Северогерманского союза.
Идею создания Всемирного почтового союза Генрих Стефан высказал еще в 1868 году. Шесть лет он добивался ее осуществления. Бернский почтовый конгресс 1874 года был созван во многом его неустанными стараниями.
К середине прошлого столетия почтовая марка стала известной почти во всех странах Европы и в Северной Америке. Но со времени выпуска первой марки прошло около двадцати лет, прежде чем она обратила на себя внимание коллекционеров.»