Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала ежегодный доклад о состоянии безопасности полетов. Самыми небезопасными, к сожалению, названы Россия и страны СНГ. Здесь самая высокая аварийность в 2006 году - 8,6 аварии на миллион полетов, что в 13 раз больше, чем средний результат по Ассоциации.
Теперь России придется догонять по безопасности даже Африку. Здесь за минувший год отмечено улучшение: теперь Африка занимает второе место в рейтинге самых неблагополучных с точки зрения авиаперевозок регионов: 4,31 происшествия на миллион полетов.
"Авиация должна быть безопасной везде, в том числе в России и Африке. Региональная безопасность начинается с глобальных стандартов, которые поддерживаются всеми. Вот почему проверки эксплуатационной безопасности IATA (IOSA) - это условие членства в нашей организации ", - сказал Джованни Бисигнани. IOSA (IATA Operational Safety Audit) - глобальной отраслевой стандарт авиационной безопасности был разработан IATA в 2004 году, на данный момент проверку на соответствие ему прошли 144 авиакомпании в мире. В нашей стране аудит по стандартам IOSA прошли только S7 и «Аэрофлот».
В общем же, отмечено в докладе, 2006 год был самым безопасным за все время проведения проверок: на миллион полетов приходилось 0,65 аварии, то есть одна авария на 1,5 млн рейсов, что на 14% меньше, чем в 2005 году. "Результаты 2006 года впечатляют. Воздушный транспорт остается самым безопасным. Но мы должны работать еще лучше", - говорится в докладе. Слова не лишены значимости: с учетом того, что спрос на воздушные перевозки растет на 5-6% в год, процент несчастных случаев просто необходимо снижать, потому что при общем росте перевозок стабильный процент будет означать увеличение числа ЧП на воздушном транспорте.
Всего за минувший год у авиакомпаний, входящих в Ассоциацию, зафиксировано 77 аварий (для сравнения, в 2005 году было 111). Для России прошедший год нельзя назвать удачным. По данным IATA, в авиакатастрофах во всем мире погибло 854 пассажира, из них 300 человек - в России.
Причин, по которым происходят аварии на авиатранспорте, много, но есть основные. 43% аварий происходит во время неблагоприятных погодных условий. 38% аварий связаны с нарушениями связи между пилотами или между пилотами и авиадиспетчерами. 33% от абсолютного числа аварий, помимо других факторов, показывают плохую подготовку экипажей. Получается, что самолеты в настоящее время водят дилетанты и недоучки. Поэтому, проанализировав полученные данные, IATA берется за ужесточение стандартов подготовки летных экипажей. В ближайшее время работа Ассоциации будет сосредоточена по трем направлениям: совершенствование системы безопасности воздушных перевозок, обучение и повышение квалификации персонала, в том числе диспетчерского (большая часть аварий в мире в 2006 году произошла при взлете или посадке и часто по вине диспетчеров) и пересмотр стандартов грузоперевозок в меньшую сторону, так как перегрузка борта - тоже одна из частых причин аварий.
России придется сильно постараться, чтобы выбраться из "подвала" международного рейтинга безопасности. Мы - единственная на сегодня страна в мире, которая не имеет единого полномочного органа управления гражданской авиацией. В России гражданской авиацией руководят целых 5 госструктур, и в положении ни одной из них не записана ответственность за безопасность полетов. Да и ни в одну европейскую организацию, занимающуюся обеспечением безопасности полетов, наша страна не входит.
По словам Олега Смирнова, президента Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», резерв кадров гражданской авиации полностью исчерпан. Ежегодно с летной работы списываются 400 пилотов, а выпускаются из учебных заведений всего 200. Кроме того, снижен уровень летной подготовки, а обучают будущих пилотов на оборудовании 50-летней давности.
При этом разработка государственной программы обеспечения безопасности полетов была начата в ноябре прошлого года, а Минтранс только собирается объявить конкурс на создание нового самолета, предназначенного для обучения курсантов летных училищ.