Цыганей называют по-разному: англичане – Gupsies (“египтяне”), испанцы – Gitanos, венгры – Cigany-Pharao nepek (“фараоново племя”), французы – Bohemiens (“богемцы”) или Tsiganes, итальянцы – Zingari, голландцы – Heidens (“язычники”), финны – Мustalainen (“чёрные”) и др. Общая числисленность, по разным оценкам, от 6 до 10 млн. челеловек (в связи с неполным учётом их действительная числ. значительно больше), в т.ч. в Венгрии -400 тыс. чел., Словакии – 300 тыс. чел., Чехии – 120 тыс. чел., Румынии -260 тыс. чел., Болгарии – 220 тыс. чел., Югославии – 120 тыс. чел., Рос. Федерации – 153 тыс. чел.
Говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи. Язык имеет диалекты.
Большинство цыган владеют языком окружающего населения. В процессе расселения сложились многочисл. субэтнические группы цыгане: кэлдэрари, довари, сэрвы и мн. др. Верующие Цыган в России – в основном православные, в балканских странах – мусульмане-сунниты, в странах Европы – католики. Распространены также традиционные верования.
Предки Цыган покинули Индию, по-видимому, в кон. 1-го тыс. Первоначально осели в Передней Азии (на терр. Ирана) и в Египте, на востоке окраинах Византийской империи. В нач. 2-го тыс. продвинулись на Балканский п-ов. В нач. 15-16 вв. Цыгане расселились по Европе (где первоначально принимались за выходцев из Египта), позднее – по Сев. Африке, в 19 в.- в Сев. и Юж. Америке и Австралии. Первоначально доброжелательное отношение к Цыганам в Европе сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Во время 2-й мировой войны в Европе было уничтожено ок. 500 тыс. Цыгане После войны многие перешли к оседлости.
Цыгане объединяются в кочевые таборы, члены к-рых не обязательно связаны кровным родством. Таборы насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток, в любой момент каждая семья могла отделиться от табора.Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. Для совместного выполнения какой-либо работы Цыгане объединялись (отдельно мужчины, отдельно женщины) в группы (вортэчия, амал). Доходы делились поровну между членами группы. Решением конфликтов и спорных вопросов занимался суд (сэндо, крис). В него входили преимущественно пожилые Цыган, выбиравшие из своей среды главного. Решение сэндо выполнялось беспрекословно.
У кочующих Цыган 19 – нач. 20 вв. была простая (малая) семья, обычно многодетная, но сохранялась и сложная (большая) семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчёркнуто почтительны. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы.
Для семей Цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархич. первенство представителен старшего поколения. Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства. Обычной формой заключения брака было сватовство. Детей могли сосватать в грудном возрасте.
Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У пск-рых групп Ц. за невесту платили выкуп. Был распространён брак через похищение. Сохранялись т.н. “роды” (вицы, кхоч, родо), представляющие собой большую 2-3-поколенную семью, назв. к-рой обычно происходит от имени реально существовавшего прародителя, иногда – от назв. животного, растения, какого-либо предмета или характерной черты его членов.
Обычно предпочтительным считается отцовский род, хотя Ц. вправе причислить себя и к роду по материнской линии. “Род” не представляет собой функционирующую в определенном месте группу, члены одного “рода” могут никогда не собираться вместе. С весны до глубокой осени Цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках. Внутренее убранство шатра строго регламентировано. “Чистые” предметы -икона, сбруя, кнут, зеркало, посуда, самовар – обычно помещались в углу, противоположном от входа. Женщина обычно не приближалась к нему. В зимний период Цыгане снимали жильё у местного населения.
Одежда всегда шилась из покупных тканей, т.к. ткацким делом Цыгане не занимались. Традиционная цыганская юбка – несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кыт-рынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребёнка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины – платок, к-рый повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра.
Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове – платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Муж. костюм – шаровары, сапоги, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шёлковые рубашки.
В семье ели один раз в день, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что она заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у Цыган – знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно. Нац. традиц. праздничные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах ттулярдо); густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш); голубцы (сарми); сладкое блюдо – рулет из пресного теста с творогом, изюмом, сахаром (савияко).