Всю жизнь я работаю для детей.У каждого человека есть свой "возраст души".У некоторых душа рано стареет они разочарованы.У других ,не смотря на возраст,душа осталась молодой.Я,как мне кажется,вообще остался в детстве.Меня увлекает то,что интересно детям 8-10 лет.Например,я люблю сказки.Дети-народ радостный и любопытный.Работать для них приятно и интересно.И им,как я знаю,мои работы "по душе".(с) Леонид Владимирский
Из интервью с Леонидом Владимирским:
Леониду Владимирскому 82 года. Но он ждет нас на своем рабочем месте, в мастерской. Открывается дверь, и на пороге нас встречает... Ну, вы волшебников видели? Знаете, какие они бывают? Так вот, нас встретил настоящий волшебник. Стройный и строгий, очень высокий – двухметрового роста, не меньше, с пышной гривой белых волос, с длинной седой бородой и волшебной палочкой. Да, конечно, это была кисть, но кто сказал, что ею не творят чудеса?
Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Лев и Страшила. В издании 1963 года (издательство "Советская Россия" Москва) эта картинка была использована на обложке.
- Я сделал три книжки в своей жизни. Что вы удивляетесь? Это “Приключения Буратино”, “Волшебник Изумрудного города” и еще “Руслан и Людмила”. А остальное все так. И я продолжаю над этими тремя книжками работать до сих пор, всю жизнь. потому, что мне все время что-то не нравится. Вот Пушкина можно делать всю жизнь. И с Буратино бьюсь до сих пор, я все стараюсь сделать его помоложе. Вот здесь, посмотрите: сколько ему лет (показывает обложку старого издания)? Лет 10–12. А вот здесь сколько? Уже лет 6–7. А я хочу, чтобы он стал еще моложе, лет пяти. Этого очень трудно добиться.
«Страшно было в пещере Гингемы. Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушеных мышей... ...Длинная толстая змея обвивалась вокруг столба...
...В большом закопченном котле Гингема варила волшебное зелье. Она бросала в котел мышей, отрывая одну за другой от связки.»
«...книга начала расти, расти и превратилась в громадный том. Он был так тяжел, что старушка положила его на большой камень.
Виллина смотрела на листы книги, и они сами переворачивались под ее взглядом.»
– Вместе с Александром Волковым вы сделали шесть книжек про Изумрудный город. А как начинали?
– Я прочел его книжку с хорошими черно-белыми рисунками Радлова, она мне очень понравилась, и я его разыскал. Волков был на тридцать лет старше меня и жил в соседнем доме, как при знакомстве выяснилось. Мы сделали цветную книжку, и ее стали покупать еще лучше, чем первую. А потом пачками пошли письма детей с просьбой написать продолжение, и мы стали работать вместе. Двадцать лет работали душа в душу.
«- Скажи, пожалуйста, а ты когда-нибудь дерешься с другими львами?- поинтересовался Тотошка.
- Где уж мне.. Я от них бегу, как от чумы,- признался Лев.
- Фу!- насмешливо фыркнул песик. - Куда же ты после этого годен!»
– Вы подбрасывали ему сюжеты для новых книг?
– Нет, но иногда я просил его переделать текст под себя. Например, была готова рукопись “Двенадцать подземных королей”. Я ему говорю: “Короли живут под землей, там все серое, мрачное, как мне их выделять? Давайте сделаем семь королей, по цветам радуги, и все тогда будет ярко”. “Вы понимаете, – говорит он, – мне для того, чтобы убрать пять королей с их свитой, придется переделывать всю книжку!” Он покряхтел, сел – и все переделал. Был и другой случай: в первом издании я нарисовал Рыбу, которая сидела на троне в замке Гудвина. Моя дочка посмотрела и говорит: “Пап, а нельзя ли русалочку нарисовать?” Договорились с Волковым, и я нарисовал русалочку – Морскую Деву. Кстати, дочка позировала мне для Элли.
– Значит, у ваших героев есть прототипы?
– Всегда бывают прототипы. Когда дочка была маленькая, пяти лет, я рисовал с нее Буратино. Привязывал ей на веревочке картонный нос, и она мне позировала. А когда ей стало 9 лет, она превратилась в Элли. И очень гордится этим. Теперь я рисую Буратино с детской фотографии внучки и даже с правнука, которому 5 лет.
– А как появился Страшила?
– Знаете, художники делятся на два типа: одни, когда работают, стараются не смотреть на чужие иллюстрации, а садятся и придумывают свое. А другие (и я в их числе) стараются смотреть все, что только можно. Я сначала во все книжки загляну, а потом уже сам начинаю фантазировать, и так что-то получается. Когда я думал про героев Волкова, то наткнулся на книжку Баума “Волшебник из страны Оз”. Там Страшила был с дыркой вместо носа – он же пугало! Но мне очень хотелось сделать его симпатичным, и я придумал заплатку и ржаные снопики волос.
– Страшных волшебниц и злых героев рисовать, значит, проще?
– Не всегда. Я долго мучился и с Арахной, злой колдуньей из “Желтого тумана”. Грубая, примитивная великанша, напустившая желтый туман на Волшебную страну, ну где найти ей прототип? Я целыми днями ездил в метро, сидел на вокзалах, рисовал старушек, но Волкову ничего не понравилось. Поздним вечером я возвращаюсь домой усталый, а навстречу мне идет моя соседка. Я ее и нарисовал. Вышла книжка, и приятели говорят мне: “Коммуналка – страшная вещь! Ты смотри, если она в книжке себя узнает, обязательно насыплет тебе яду!” Я не стал ждать, пошел на кухню и говорю: “Марья Алексеевна, знаете, у меня вышла книжка, вот”. А она: “Поздравляю!” Когда мне уже совсем надоело ждать трагической развязки, я снова пошел к ней и сразу открыл картинку с Арахной. Она посмотрела и говорит так спокойно: “Похожа! На соседку из шестой квартиры. Такая же противная”.
Не думайте, что российские дети читают нынче только “Гарри Поттера”. Посмотрели бы вы, сколько рисунков, кукол, поделок и электронных посланий шлют ребята в адрес Музея Изумрудного города, расположенного в Центральной городской детской библиотеке им. Гайдара! Один мальчик вместе с папой сварил Железного Дровосека из металла в человеческий рост. Только переправить его в Москву пока никак не удается. А сколько Страшил, Гудвинов, Гингем – не сосчитать.
Художник Изумрудного Города