Библейская версия
Предвещание потопа и строитель-ство ковчега. Рис. Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда
Нашим читателям, очевидно, наиболее известна библейская версия мифа.
«И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать перед очами Господа Бога. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом». (Книга Бытия, VI, 5-9.)
Но мы не будем слишком глубоко анализировать текст Ветхого Завета: остановимся лишь на судне, с помощью которого праведник спас себя, свою семью и весь животный мир.
Итак, в соответствии с Библией, Бог приказал Ною (что значит — «успокаивающий») соорудить из дерева гофер (кипарис) ковчег с помещениями для жилья и покрыть его смолой изнутри и снаружи.
Интересно, что ковчег — это вовсе не корабль, а ларец или сундук; в той же Библии упоминается, например, Ковчег Завета, где сберегались скрижали Моисеевы; хранилища для частиц мощей назывались «ковчежцами», и т. д.
Но вот библейский текст. «И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье...
И войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут...
Возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею». (Книга Бытия, VI, 15-21.)
Велик ли был ковчег? Судите сами. Локоть — мера длины, принятая в древнем мире, равняется приблизительно полуметру. Стало быть, «ларец» Ноя имел длину в 150 метров, ширину — в 50 и пятнадцатиметровую высоту.
Немного же для того, чтобы вместить, хотя бы и по паре, всех земных животных, от муравья до слона! Злополучный «Титаник» достигал 268 метров длины... Но, может быть, речь шла не обо всем животном мире, а только о полезных созданиях? Впрочем, об этом позже...
С другой стороны, для «чистого» мифа, выдумки от начала до конца, уж слишком точны инженерные сведения: три этажа кают, дверь сбоку, полуметровый люк в наглухо просмоленной верхней палубе... Неужели все-таки был реальный прототип ковчега?!
Посмотрим, что делали дальше Ной со спутниками. «И продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод...
Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских...
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и весь скот, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега». (Книга Бытия, VII, 17, 18; VIII, 3, 4, 18, 19).
Потоп и Ноев ковчег. Фреска Микельанджело Буонаротти в Сикстинской капелле. Ватикан, Рим
Солдаты «истово крестились...
В 1960 году, при аэрофотосьемке территории своей страны, турецкий военный летчик внезапно обратил внимание на необычный горный рельеф, показанный на этом снимке. В 36 км южнее горы Арарат он обнаружил объект, напоминавший корабль. Объект имел форму лодки длиной приблизительно 165 м. Пилот сообщил о своей находке научным кругам. Вскоре к этому месту направилась экспедиция
Выход из ковчега. Рис. Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда
Более трех тысяч лет этот миф входил в цикл иудейских, а затем и христианских сказаний, — но отличался от многих из них какой-то особой претензией на достоверность.
Еще вавилонский жрец-летописец Бероз упоминал про «корабль, который в Армении опустился на грунт», и о том, что «смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты».
Прославленный в античном мире историк Иосиф Флавий около двух тысяч лет назад писал: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении... Там люди набирают смолу для изготовления амулетов...
Армяне называют это место «причалом», где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части». Николай из Дамаска, написавший в I веке н. э.
«Хроники мира», упоминает о горе Барис в Армении: «На вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время».
О том же сообщает и венецианский путешественник XIII века Марко Поло: «На вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами».
Ему вторит немец Адам Олеарий (XVI ст.): «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».
В позапрошлом веке один пастух рассказывал, что в поисках заблудившихся овец поднялся на склон Арарата и увидел там большую скалу. Когда он подошел ближе, то разглядел, что это не часть горы, а борт громадного корабля, частично скрытый подо льдом и снегом.
Есть сведения, что куски древесины от ковчега хранились в армянском монастыре св. Иакова; но монастырь был полностью разрушен землетрясением 1840 года.
Сообщение турецких властей о находке на Арарате мощных коричневых балок, составлявших нечто вроде скелета гигантского судна, появилось в печати в 1883 году.
Позднее американская газета писала, что местные жители хорошо знают обломки корабля, но боятся к ним подходить, так как однажды видели страшное привидение, выглядывавшее из окна в борту.
Когда началась эра авиации, в 1916 году, лейтенант российского воздушного флота Росковитский и его спутники видели с аэроплана на склоне горы что-то, похожее на корабль: оно находилось в горном озере. По словам лейтенанта, объект «казался таким длинным, как целый квартал домов вдоль улицы, и его легко можно было сравнить с линкором».
Шла война; летчик поначалу решил, что немцы тайно испытывают в озере новую модель подводной лодки, — но затем рассмотрел предмет поближе и убедился, что перед ним лишь полусгнивший остов, вмерзший в лед. Лейтенанта поразили «большие ворота» возле кормы... Экспедиция, посланная затем по приказу из Петербурга, добралась до остатков ковчега и даже обмерила их.
В отчете говорилось, что все сооружение покрыто массой, похожей на воск (смолой?), а его материал — дерево из семейства кипарисовых. К сожалению, все документы пропали в вихре военных и революционных событий. К этому сообщению можно относиться по-разному; скажем лишь, что никто из людей, служивших в царских военно-воздушных силах, не знал лейтенанта Росковитского.
А ведь тогда пилотов было совсем немного... Однако один из эмигрировавших офицеров, давая интервью в Нью-Йорке, вспомнил о старшем лейтенанте Заболоцком и других коллегах-летчиках, уверенных, что «Ноев ковчег находится в седловине между обеими вершинами Арарата». Этот же офицер сообщил, что после полета на гору действительно поднимался пионерный батальон.
Солдаты «истово крестились и... горячо молились, когда увидели ковчег и поняли, что это такое». Если верить тому же автору, экспедиция выяснила, что внутренние помещения судна разделены на отсеки, а на дощатом полу виднелись следы ржавчины от железных прутьев, — возможно, от клеток с животными.